Идеологическая работа

ИЮНЬ 2022

16.06.2022
Представители белорусской молодежи проявляют активность во всех сферах жизни общества, вносят существенный вклад в наращивание экономического потенциала нашей страны, повышение ее политического авторитета, отстаивают честь Родины на международных спортивных состязаниях и культурных конкурсах, разрабатывают научные проекты и участвуют в социально значимых инициативах
развернуть

МАЙ 2022

19.05.2022
Беларусь – страна с поистине богатым историко-культурным наследием и замечательным природным достоянием. На нашей земле сохранилось множество архитектурных, исторических и культурных памятников, находится большое количество уникальных природных ресурсов, живописных лесных и водных комплексов
развернуть

АПРЕЛЬ 2022 Основные экономические достижения первого года пятилетки

21.04.2022
Первый год пятилетки пришелся на очень непростой период: нестабильность на внешнем контуре, санкционное давление, пандемия и другие неблагоприятные факторы. Однако, несмотря ни на что, белорусская экономика выстояла
развернуть

17 марта - Единый день информирования населения

17.03.2022
Стремительное развитие цифровых технологий, переход к безналичным расчетам за приобретение товаров и услуг, размещение в сети Интернет персональных данных пользователей, стали следствием ежегодного увеличения количества регистрируемых киберпреступлений
развернуть

ФЕВРАЛЬ 2022

17.02.2022
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г.ЛУКАШЕНКО БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
развернуть
17 февраля 2022 года проводится 
 
Единый день информирования населения
 
 
Тематика дня: 
 

     В своем Послании Глава государства сделал акцент на следующих основных тематических блоках:

обстановка в мире и вокруг Беларуси;

новая Конституция, политическое будущее Беларуси;

социальная политика государства;

экономика: направления и перспективы;

агропромышленный комплекс;

внешнеэкономическая политика.

  Глава государства обратил внимание, что белорусы не хотят воевать: «Мир – это абсолютная ценность для белорусов, важнейшая, мировоззренческая. И для его сохранения нам всем необходимо приложить колоссальные усилия».

  В условиях пандемии главная задача, которую он ставит перед врачами и системой здравоохранения в целом, – сохранение жизни людей.

   Глава государства подчеркнул, что обновленная Конституция призвана стать вершиной принимаемых в стране правовых изменений. Она раскроет резервы для созидания во всех сферах общественной жизни.

     Особое внимание в Послании Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко уделил молодежи, которая должна двигать страну вперед, но при этом опираться на опыт старших поколений и традиции. По его словам, наша молодежь разделяет ценности старших, но живет уже в другой сфере – цифровой. Стремится к прагматичным целям, быстрому профессиональному росту, готова интенсивно работать и развиваться.

 

Вопрос 2. «Все виды экстремизма у нас криминализированы» — о новых уголовных статьях и не только

Вопрос 3. Об итогах социально-экономического развития Минской области за 2021 года

свернуть

ЯНВАРЬ 2022

19.01.2022
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОСНОВА ЕДИНСТВА НАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА
развернуть
 
20 января 2022 года проводится 
 
Единый день информирования населения
 
 
Тематика дня: КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОСНОВА ЕДИНСТВА НАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА
 

     Ушел в историю 2021 г. – Год народного единства, год проведения VI Всебелорусского собрания, год работы над совершенствованием Основного Закона нашей страны, который завершился вынесением на всенародное обсуждение проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь.

       Улучшения коснулись разных сторон жизни граждан. В своем новогоднем обращении к белорусскому народу Президент нашей страны отметил: «Мы немало за этот год сделали: построили новые дома, дороги, мосты, комфортабельные жилые микрорайоны, открыли школы, детские сады, больницы, поликлиники, подарили стране яркие творческие проекты и спортивные победы. Все это – результат вашего труда, вашей самоотдачи. И ответ тем, кто не хочет видеть на карте мира наше молодое независимое государство».

     Знаковым событием прошлого года стало утверждение нового государственного праздника – Дня народного единства, ставшего одним из символов восстановления исторической справедливости и укрепления белорусского национального государства.

    В этой связи глубоко символично, что нынешний 2022 г. в Беларуси стал Годом исторической памяти. Соответствующее решение Глава государства утвердил Указом № 1 от 1 января 2022 г. в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.

     Внимание к истории, в том числе, нашло свое отражение и в проекте изменений и дополнений Конституции Беларуси, общественное обсуждение которого продолжается во всех регионах страны. Главное в работе по обсуждению проекта Конституции – не просто довести до людей информацию, а вызвать дискуссию, получить конструктивные предложения, обратную связь. В том числе и для этого проводится сегодняшний единый день информирования.

 

О реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией в Минской области

Презентационные материалы>>>

 

Обеспечение пожарной безопасности в зимний отопительный период

свернуть

ДЕКАБРЬ 2021

16.12.2021
Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности
развернуть
16 декабря 2021 года проводится 
 
Единый день информирования населения
 
Тематика дня:  Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности
 
Информационные материалы:
 
 
 
свернуть

НОЯБРЬ 2021

17.11.2021
Реализация гендерной политики в Республике Беларусь основана на соблюдении национальных интересов с учетом общепризнанных принципов международного права и прав человека, поддержке традиционных ценностей и культурных устоев белорусского общества. Под гендерной политикой понимается комплекс правовых и организационно-административных мер национального и регионального уровней, направленных на достижение и сохранение юридического и фактического равенства мужчин и женщин, а также предоставление равных возможностей женщинам и мужчинам (девочкам и мальчикам) для самореализации и развития во всех сферах общественных отношений.
развернуть

 

18 ноября 2021 года проводится 
 
Единый день информирования населения
 
Тематика дня: 
 
 
 
   Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. 

   В 1995 году был создан Национальный комитет по народонаселению (распоряжение Кабинета Министров Республики Беларусь от 29.03.1995  № 238р);

в 1998 году утверждена Концепция государственной демографической политики и Основные направления реализации демографической политики с учетом устойчивого развития экономики в переходный период (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.1998 № 996);

в 2001 году вопросы обеспечения демографической безопасности включены в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 № 390);

в 2002 году принят Закон Республики Беларусь  «О демографической безопасности Республики Беларусь»;

в 2010 году в новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь демографическая сфера впервые выделена отдельным блоком (Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575).

Основной формой реализации Закона Республики Беларусь                          «О демографической безопасности Республики Беларусь» являются государственные программы в области обеспечения демографической безопасности.

В Республике Беларусь реализованы три Национальные программы демографической безопасности, основная цель которых – стабилизация численности населения.

Основные угрозы  национальной безопасности:

  • депопуляция (снижение численности населения);
  • снижение темпов рождаемости;
  • общее старение нации;
  • ухудшение других показателей демографии и здоровья нации.

За последние пять лет численность населения области увеличилась почти на 55,6 тыс. человек и составила  на 1 января 2021 г. 1 473 346 человек.

Вместе с тем, в силу вступления в активный детородный возраст малочисленной группы женщин, рожденных во время демографического спада в 90-х годах, число родившихся детей в области с 2016 года постепенно снижается.

В Минской области за 2020 год родилось 13 638 детей, что на 5,1% меньше, чем в 2019 году, и на 28,5% меньше, чем в 2015 году. Общий коэффициент рождаемости по сравнению с 2015 годом снизился на 31%.

Наиболее высокий уровень рождаемости зарегистрирован в 2020 году в Березинском (10,8), Любанском (10,6) и Столбцовском (9,97) районах, наименьший – в Вилейском (8,1), Копыльском (8,1) и Мядельском (7,6) районах. 

В области, как и в целом по республике, сохраняется тенденция увеличения среднего возраста женщин при рождении ребенка.

Так, средний возраст женщин при рождении ребенка в республике увеличился с 27,3 года в 2010 году до 29,7 года в 2020 году.  Средний возраст женщин при рождении первенца увеличился соответственно с 24,9 года до 26,8 года. 

На уровень рождаемости влияет также число зарегистрированных браков и разводов.

В Минской области, как и в целом по республике, снижается уровень брачности.  Коэффициент брачности в 2019 году составил 6,1 на 1000 человек населения, в 2018 г. – 6,2.  В то же время уровень разводов остается высоким (3,4  на 1000 населения в 2019 году, в 2018 году  – 3,5).

С целью снижения младенческой и детской смертности, совершенствования оказания медицинской помощи новорожденным проводилась работа по укреплению материально-технической базы родильных домов и перинатальных центров.

Благодаря мерам по поддержке семей с детьми количество многодетных семей в области за последние пять лет увеличилось на 47,7%.

Изменилась структура рождаемости: наблюдается тенденция увеличения доли вторых и последующих детей в общем числе родившихся до  63,5% по итогам  2019 года (в 2015 году – 58,2%).

Принимаются меры по повышению статуса и престижа семьи. Ежегодно празднуется Неделя матери. В 2017 и 2019 годах проводился областной конкурс «Многодетная семья года Минщины».

За 2016 – 2020 годы ордена Матери удостоены 593 многодетные матери, родившие и воспитавшие 5 и более детей.

Ежегодно многодетные семьи получают единовременную материальную помощь для подготовки детей-школьников к новому учебному году. За период действия программы на эти цели из средств местных бюджетов израсходовано 7 млн. 362 тыс. рублей.

На единовременную выплату семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости за весь период реализации подпрограммы из местных бюджетов направлено 667,8 тыс. рублей. Выплату получили 825 семей.

Семейный капитал назначен 13 379 многодетным семьям.

Ежегодно проводится работа по обеспечению противопожарной безопасности домовладений (квартир) многодетных семей. На указанные цели израсходовано 796,6 тыс. рублей.

По сравнению с 2016 годом в области зарегистрировано снижение коэффициента младенческой смертности на 12,5 процента, детской смертности – на 32,2 процента.

Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» реализуется в каждом районе и в г. Жодино.

В 2020 году 329 учреждений общего среднего образования подтвердили соответствие реализуемому проекту, 64 учреждения подтвердили соответствие отдельным элементам проекта.

Удельный вес врачей общей практики в системе оказания первичной медицинской помощи увеличился в области с 19,7% в 2016 году до 100% в 2020 году. В амбулаторно-поликлинических учреждениях работают 674 врача общей практики, 527 помощников врача по амбулаторно-поликлинической работе. Это позволило активно приступить к работе по дальнейшему внедрению практическое здравоохранение работы «команды» врача общей практики, состоящей из врача, помощника врача и медицинской сестры. В настоящее время созданы более 400 команд врача общей практики.

В каждом регионе проводится работа по совершенствованию ранней диагностики болезней системы кровообращения. В настоящее время велоэргометрия, холтеровское мониторирование ЭКГ, суточное мониторирование артериального давления, ЭХО-КГ выполняется во всех центральных районных (Жодинской городской) больницах.

Для приближения медицинской помощи проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах в 13 районах организована работа передвижных медицинских комплексов, разработаны маршруты движения с учетом расположения населенных пунктов и определена кратность их выездов по маршрутам.

Для обеспечения временной и территориальной доступности (соблюдение «золотого» часа) оказания экстренной медицинской помощи пациентам при жизнеугрожающем состоянии с 2016 года разработана и реализуется Концепция развития 4 территориальных центров специализированной медицинской помощи в городах Борисове, Солигорске, Молодечно, Минском районе.

Осуществляется обеспечение территориальных центров дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием.

В 2020 году в городах Борисове и Молодечно открыты ангиографические кабинеты. В 2018 – 2020 годах открыты кабинеты МРТ в городах Борисове,  Солигорске и Молодечно.

С созданием территориальных центров улучшено оказание медицинской  помощи жителям отдаленных районов, уменьшены очереди на высокотехнологичное обследование и лечение.

В 2020 году в области, несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, продолжена работа по скринингу онкологических заболеваний, в ходе которого выявлено 187 случаев онкологических заболеваний.

Для улучшения качества ранней диагностики неинфекционных заболеваний, проведения скрининга онкологических заболеваний в течение 2016 – 2020 годов закуплены 32 наркозно-дыхательных аппарата для эндоскопических кабинетов, 48 видеоэндоскопов. 

Пристальное внимание уделяется строительству и реконструкции учреждений здравоохранения. На особом контроле находится строительство объектов здравоохранения в Минском районе.

Введены в эксплуатацию новые объекты: поликлиника г. Солигорске (2018 год), терапевтический корпус в УЗ «Минская ЦРКБ» (2019 год), амбулатория в д. Хатежино Минского района (2020 год),  пристройка для размещения компьютерного томографа и ангиографического комплекса в Борисовской ЦРБ (2020 год), пристройки под размещение МРТ в Солигорской ЦРБ (2020 год).

За период 2016-2020 годы проведены:

реконструкция 5-и объектов здравоохранения

модернизация 3-х объектов здравоохранения.

В 2019 году введены в эксплуатацию 3 общежития для медицинских работников в Минском районе.

Организациями здравоохранения, оказывающими населению наркологическую помощь, обеспечивается доступность медицинской помощи на всех уровнях. Профилактические мероприятия направлены на повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни и информирование о негативных последствиях злоупотребления алкоголем.

В области отмечается снижение первичной заболеваемости наркологическими расстройствами на 32,2%, общей заболеваемости хроническим алкоголизмом – на 7,9%.

В сравнении с 2016 годом смертность от отравлений алкоголем снизилась на 10,7%с 17,7 просантимилле в 2016 году до 15,8 просантимилле в 2019 году. В 2020 году показатель смертности по оперативным данным составил 10,5 просантимилле.

Вместе с тем потребление алкоголя на душу населения (15 лет  и старше) в 2020 году увеличилось на 6,1% в сравнении с 2019 годом и составило 10,5 л. В 2016 году уровень потребления алкоголя на душу населения составлял 8,1 л (расчет производился на все население).

Уровень потребления алкоголя в годовом исчислении за 2020 год самый высокий (свыше 12 литров на душу населения) в Березинском, Дзержинском, Любанском, Минском и Солигорском районах, самый низкий – в Вилейском, Воложинском и Клецком районах.

Мероприятия подпрограммы «Туберкулез» направлены на предотвращение смертности от туберкулеза, предупреждение заболеваемости туберкулезом и обеспечение качественным лечением пациентов с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.

Результатом реализации подпрограммы является снижение заболеваемости туберкулезом на 67,8%, смертности от туберкулеза – на 74,3%.

Увеличилось количество лиц, протестированных на наличие ВИЧ,   

поддерживается на высоком уровне процент беременных ВИЧ-инфицированных женщин и рожденных ими детей, получивших препараты для медикаментозной профилактики вертикального пути передачи ВИЧ;

100% детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, обеспечиваются бесплатными адаптированными молочными смесями для заместительного вскармливания на первом году жизни.

УВД облисполкома является координатором проводимых мероприятий по осуществлению миграционного контроля на территории области.

Миграционный прирост в 2016 – 2019 годах составил  30,4 тыс. человек, в том числе за счет внешней миграции – более 4,3 тыс. человек.

Удельный вес выполненных объемов оказания медицинской помощи за 2016 – 2020 годы составил 96,6 процента, что на 6,6 процента выше установленного целевого уровня.

Работа по достижению индикаторов национальной безопасности                 в сфере здравоохранения и демографической безопасности,                               достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе цели 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», будет продолжена.

свернуть

ОКТЯБРЬ 2021

20.10.2021
В основе государственной политики Республики Беларусь – всегда человек. Социальная защита и поддержка белорусов старшего поколения в любых условиях, при любых обстоятельствах – важнейший приоритет. Забота о будущей пенсии должна стать привычной для каждого человека. Только в этом случае в старости можно иметь комфортный уровень дохода, позволяющий вести образ жизни, соответствующий личным ожиданиям. 
развернуть
 
21 октября 2021 года проводится 
 
Единый день информирования населения
 
Тематика дня: 
 
1. Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии – доступный способ повысить доход в пенсионном возрасте
 
 

В основе государственной политики Республики Беларусь – всегда человек. Социальная защита и поддержка белорусов старшего поколения в любых условиях, при любых обстоятельствах – важнейший приоритет.

«Социальное государство – это наш неизменный национальный бренд. Принцип равноправного, равномерного распределения благ до недавнего времени всецело подкреплялся запросом общества на опеку государства. Данная логика заложена в основу таких важнейших институтов, как солидарная пенсионная система, бесплатное для всех здравоохранение и образование, поддержка многодетных семей и иных категорий населения», – отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на VI Всебелорусском народном собрании.

Усилия белорусского государства по обеспечению устойчивого роста пенсий, улучшению социальной среды постепенно меняют качество жизни пожилых граждан.

Белорусские пенсионеры стали жить лучше. Если в 2000-е гг. средняя пенсия по возрасту была фактически на уровне прожиточного минимума пенсионера, то сегодня превышает этот бюджет в 2,4 раза.

Повышение благосостояния позволило вывести пенсионеров из категории малообеспеченных граждан. Доля получателей с размером пенсии ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера с 2011 г. составляет менее 1%.

За истекшее пятилетие – 2016–2020 гг. – пенсии в реальном выражении (с учетом инфляции) выросли в 1,2 раза.

Пожилые белорусы стали жить дольше. За период с 2001 г. по 2019 г. ожидаемая продолжительность жизни граждан, достигших 65-летнего возраста, увеличилась в среднем на 2,3 года и составляет 13,02 лет у мужчин, 18,35 лет у женщин. Важно, что продолжительность жизни растет не только у женщин, но и у мужчин.

Справочно.

За 2001-2019 гг. продолжительность жизни увеличилась:

– у мужчин, достигших 65 лет, – с 11,35 до 13,02 лет (рост на 1,67 года);

– у женщин, достигших 65 лет, – с 15,57 до 18,35 лет (рост на 2,78 года);

– у обоих полов в данном возрасте – с 13,90 до 16,20 лет (рост на 2,3 года).    

Меняются сами взгляды на потребности и образ жизни в пожилом возрасте. Сегодня при выходе на пенсию белорусы хотят не только уделять внимание родным и близким, но и сохранять активный стиль жизни: путешествовать, заниматься хобби, осваивать новые знания, использовать современные средства коммуникации.

Чтобы реализовать все желаемое, только государственной пенсии уже недостаточно. Нужно подключать дополнительные источники пенсионного дохода. Не дожидаясь пенсионного возраста каждый может определиться с собственной стратегией жизни – социально ответственной, ориентированной на будущее.

Государство гарантирует трудовую (солидарную) пенсию по возрасту. Именно эта пенсия выступает основным источником дохода пожилых граждан.

Справочно.

Размер пенсии исчисляется с учетом стажа и заработка работника до обращения за ней. С учетом перерасчета пенсий с 1 сентября 2021 г. средняя пенсия по возрасту составляет 545 рублей.

При этом можно самостоятельно повлиять на размер своего дохода в старости. С учетом возраста человека в республике предусмотрены и действуют разные механизмы.

Работникам, которые уже достигли пенсионного возраста, адресован механизм отложенной пенсии.

Как это работает. Если работник продолжает работать после назначения пенсии по возрасту, он может отказаться от ее получения. В этом случае после увольнения к пенсии будет выплачиваться дополнительная премия. Размер премии прогрессивно увеличивается в зависимости от числа полных лет или месяцев такой работы. То есть, чем дольше период работы без пенсии, тем выше и премия. За пять лет работы без получения пенсии можно увеличить ее размер в 1,7–1,8 раза.

 

Вниманию выступающих: подробная информация об отложенном выходе на пенсию доступна на сайте Министерства труда и социальной защиты https://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/Otlozhennyj-vyxod-na-pensiju.pdf.

Более молодым работникам адресованы программы добровольного пенсионного страхования.

Как это работает. Работодатель или сам работник заключают договор со страховой организацией и начинают уплачивать дополнительные взносы. При достижении работником пенсионного возраста из накопленных взносов и доходов от их инвестирования выплачивается дополнительная пенсия. Если человек принял решение получать страховое обеспечение не разово (единовременно), а в течение определенного периода, то есть в виде дополнительной пенсии, то эту пенсию можно получать пожизненно или по выбору в течение 3, 5, 10 или 15 лет.

Справочно.

В накопительной пенсионной программе размер периодической выплаты (пенсии) зависит не только от объема пенсионных сбережений, но и от длительности периода, в течение которого будет выплачиваться пенсия до полного исчерпания сбережений. Чем короче срок получения пенсии, тем выше ее размер. То есть, принимая решение о периоде получения дополнительной пенсии, работник одновременно принимает решение и по ее размеру.

Такие пенсионные программы сегодня в республике предлагают две страховые организации:

– республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита»;

– страховое общество с ограниченной ответственностью «Приорлайф».

Дополнение государственной пенсии накопительными уровнями пенсионной системы – корпоративными пенсиями от работодателей, личными пенсионными сбережениями работников – широко практикуется в экономически развитых странах. Именно сочетание нескольких уровней пенсионной системы позволяет поддерживать высокий уровень дохода на пенсии, в том числе относительно заработка работника в допенсионный период.

Справочно.

В Дании, Нидерландах, Швеции государственные пенсии дополняются профессиональными пенсиями от предприятий, охватывающими порядка 90% работников. Это позволяет при выходе на пенсию получать до 55–75% прошлого заработка (работникам со средней зарплатой по стране). Приветствуются индивидуальные  добровольные пенсионные сбережения.

В Германии государственная пенсия также дополняется производственной пенсией – для работников государственного сектора и для сотрудников крупных кампаний частного сектора, подпадающих под сферу контроля соответствующего профсоюза.

Государством особо поощряются индивидуальные (частные) пенсии. В зависимости от вида частного пенсионного страхования государство предоставляет застрахованному лицу дотацию для уплаты его взносов на страхование и налоговые льготы, либо только налоговые льготы.

Сочетание государственной и дополнительных пенсий позволяет работнику при выходе на пенсию иметь пенсионный доход 50–60% прошлого заработка.

В Беларуси в добровольном пенсионном страховании пока участвуют только порядка 5% граждан, занятых в экономике. В основном это инициатива работодателей, включающих дополнительное пенсионное страхование в социальный пакет предприятий. 

В то же время иметь комфортный уровень дохода в старости желают все. Поэтому важной задачей стало создание пенсионных программ, которые пробудили бы интерес граждан к формированию личных пенсионных сбережений как финансовой «подушки безопасности» на посттрудовой период.

В докладе на VI Всебелорусском народном собрании 11 февраля 2021 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил: «Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки. Поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру». Глава государства предложил подготовить программу «три плюс три»: работник сможет перечислять на свой счет до трех процентов заработной платы, столько же добавит и его работодатель.

27 сентября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ). Указом с 1 октября 2022 г. вводится дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства.

При этом появление новой добровольной пенсионной программы не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Конституционные гарантии по социальному обеспечению граждан в старости, инвалидности, в случае потери кормильца остаются неизменными. Все гарантии государства по трудовым пенсиям и их повышению будут неукоснительно выполняться.

Как уже отмечалось, накопительное пенсионное страхование для республики не является новым институтом. Но, в отличие от действующих программ, при страховании дополнительной пенсии с применением норм Указа задействуется новый финансовый стимулгосударственное софинансирование. Оно заключается в том, что часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств. То есть государство материально поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте.

Как будет работать новая программа

Работник, желающий участвовать в страховании, с 1 октября 2022 г. сможет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию (в дополнение к обязательному 1-процентному взносу на трудовую (солидарную) пенсию). Размер этого взноса – в процентах от фактической заработной платы – он выбирает сам. Максимальный (предельный) размер дополнительного взноса работника – 10%.

Если работник принял решение участвовать, то к этому подключается и его работодатель. Он будет обязан платить взнос в размере взноса работника, но не более 3%.

Например, работник выбирает взнос на накопительную пенсию в размере 1% от заработной платы. В этом случае еще 1% доплатит его работодатель. В общей сложности в добровольные пенсионные накопления этого работника поступит взнос в размере 2% от его фактической зарплаты.

При трехпроцентном взносе работника работодатель доплатит уже 3%. В пенсионные накопления работника поступят 6% от его заработной платы. 5% платит работник – еще 3% платит работодатель и так далее. Максимально возможный общий взнос работника и работодателя в новой программе составляет 13%: 10% взнос работника плюс 3% взнос работодателя.

Таблица

Взносы работника и работодателя в новой программе

Работник

Работодатель

Итого: размер тарифа по договору страхования

1%

1%

2%

2%

2%

4%

3%

3%

6%

4%

3%

7%

5%

3%

8%

3%

10%

3%

13%

 

Вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией.

Важно отметить, что при вступлении работника в новую программу расходы его работодателя на уплату пенсионных взносов не увеличатся. Его обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда социальной защиты населения соразмерно уменьшится. Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3%, то в бюджет фонда соцзащиты будут перечислены 25%. В итоге, в сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28%.

В то же время, передача части взноса работодателя в пенсионные накопления работнику – это выпадающие доходы бюджета фонда социальной защиты населения. Поэтому на этом этапе подключается государство. Оно принимает на себя обязательства по сохранению доходов бюджета фонда для обеспечения выплаты текущих пенсий в рамках солидарной пенсионной системы.

Таким образом, механизм государственного софинансирования заключается в том, что при вступлении работника в программу, его будущая накопительная пенсия на 30–50% будет сформирована за счет государственных средств. Через такое весомое финансовое участие государство не только материально поддерживает работников, принявших решение в пользу добровольных сбережений на старость, но и подтверждает гарантированность устойчивого функционирования новой системы дополнительного пенсионного страхования.  К тому же оплата части взносов на будущую накопительную пенсию за счет государственных средств делает участие в новой программе финансово посильным для всех категорий работников независимо от уровня их дохода.

Для участников новой программы предусмотрены и другие финансовые стимулы:

льгота по подоходному налогу. Так, работникам предоставляется право на получение социального налогового вычета на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию. Это означает, что размер заработка работника, с которого работодателем исчисляется подоходный налог (13%), будет уменьшен на величину страхового взноса, уплаченного за счет средств работника.

Справочно.

Например, работник с фактической заработной платой 1500 рублей участвует в новой программе и за счет его средств уплачивается дополнительный взнос на накопительную пенсию в размере 45 рублей. Заработок, с которого будет исчисляться подоходный налог, у этого работника будет уменьшен на 45 рублей.

То есть государство освобождает работника от обязанности уплачивать часть налога только потому, что он принял решение в пользу формирования себе дополнительного источника дохода на старость. Гарантированное пользование данной льготой позволяет работникам формировать дополнительную пенсию при минимальных собственных затратах.

Дополнительные накопительные пенсии также освобождаются от подоходного налога с физических лиц;

возможность наследования пенсионных накоплений;

– гарантия сохранности пенсионных накоплений. Осуществление добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии Указом возложено на государственную страховую организацию –  республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита». Государство гарантирует страховые выплаты по договорам страхования, заключенным этим страховым предприятием.

Справочно.

Для обеспечения выполнения обязательств по выплате дополнительной накопительной пенсии РУСП «Стравита» дополнительно к страховым резервам, которые образуются для выполнения обязательств, будет формировать гарантийные фонды. Размер отчислений в гарантийный фонд составляет 0,5% от суммы страховых взносов по данному виду страхования. Ежемесячно до 22-го числа месяца, следующего за отчетным, средства гарантийных фондов будут перечисляться РУСП «Стравита» в республиканский бюджет.

Средства гарантийных фондов имеют целевое назначение и выделяются страховщику по решению Президента Республики Беларусь в случае невозможности выполнения страховщиком своих обязательств. Выделенные средства используются страховщиком только на страховые выплаты.

То есть все обязательства по дополнительным пенсиям в новой программе при любых обстоятельствах будут выполнены в полном объеме – РУСП «Стравита» или правопреемником этой страховой организации (в необходимых случаях – с привлечением государственных средств). 

Кто может участвовать в новом страховании

Право участвовать в программе предоставлено работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет фонда соцзащиты. В подавляющем большинстве случаев такой характер имеет работа по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.

Именно наличие работодателя и факта уплаты им обязательных  страховых взносов позволяет «запустить» механизм государственного  софинансирования будущей накопительной пенсии.

Начинать участвовать в новом страховании можно не позднее, чем за 3 года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Ограничение связано с тем, что при менее продолжительных сроках участия накопленные средства и результаты от их инвестирования объективно не смогут стать существенными.

Размер будущей накопительной пенсии

Размер накопительной пенсии будет исчисляться из сумм дополнительных взносов с учетом доходов от их инвестирования (по принципу – сколько накопил, столько и получил).

Инвестирование РУСП «Стравита» средств страховых резервов, которые образованы из поступивших страховых взносов, в новой программе будет осуществляться по правилам, которые сегодня уже применяются в программах добровольного страхования дополнительной пенсии. Поступающие средства инвестируются страховыми организациями на условиях возвратности, прибыльности, ликвидности и диверсификации.

Справочно.

Порядок инвестирования установлен Советом Министров Республики Беларусь (постановление от 29 декабря 2006 г. № 1750 «Об осуществлении инвестиций и размещении средств страховых резервов страховыми организациями»).

Данный порядок определяет перечень объектов инвестиций, в которые страховые организации могут вкладывать средства страховых резервов, а также соотношения (в процентах от суммы страховых резервов), которые страховые организации обязаны соблюдать при вложении средств страховых резервов в объекты инвестиций.

В соответствии с данным порядком РУСП «Стравита» инвестирует и размещает страховые резервы в такие финансовые инструменты, как:

– ценные бумаги:

государственные ценные бумаги;

ценные бумаги Национального банка;

ценные бумаги Банка развития и государственных банков, за исключением акций;

ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов;

ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь, в уставных фондах которых более 50% долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, не являющихся банками, за исключением акций и векселей;

- банковские вклады (депозиты) в государственных банках;

- драгоценные металлы, за исключением их лома и отходов, с размещением их в государственных банках.

Указом гарантируется норма доходности по пенсионным сбережениям в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде (на 7 октября 2021 г. ставка рефинансирования – 9,25%). Кроме этого, предусматривается начисление дополнительной доходности (страхового бонуса) по результатам инвестиционной деятельности РУСП «Стравита».

Также на сумму пенсии в месяц повлияет и выбранный работником срок ее получения – 5 либо 10 лет. На данном этапе такой период получения дополнительной пенсии является оптимальным – ее размер более ощутим для человека (при удлинении периода выплаты пенсии размеры накопительных пенсий уменьшаются). При желании работника формировать пожизненную накопительную пенсию, это можно сделать в других добровольных программах страхования дополнительной пенсии, предлагаемых страховыми организациями.

Возможные размеры дополнительной накопительной пенсии (если бы Указ уже действовал более 20 лет):

Пример 1.

Работник с зарплатой на уровне средней по стране вступил в новую программу за 3 года до достижения пенсионного возраста. Уплачивал взнос – 5%, еще 3% перечислял его работодатель. В совокупности на накопительную пенсию направлялось 8% заработка работника. Если он выбирает получение дополнительной накопительной пенсии в течение 5 лет после достижения пенсионного возраста, то размер ежемесячной выплаты сегодня был бы около 70 рублей.

Пример 2.

Работник с таким же заработком и тарифом взноса (5%+3%) участвовал в новом страховании начиная с 45 лет до достижения нового пенсионного возраста, то есть мужчина – в течение 18 лет (с 45 до 63 лет), женщина – 13 лет (с 45 до 58 лет). При выборе 5-летнего срока получения дополнительной накопительной пенсии ее размер сегодня ориентировочно составил бы у мужчины – 325 рублей, у женщины 280 рублей.

Как начать участвовать в новой программе

С 1 октября 2022 г. работникам, желающим формировать дополнительную накопительную пенсию, необходимо обращаться в РУСП «Стравита». Подать заявление и заключить договор можно при личном визите в эту страховую организацию или в электронном виде через ее официальный сайт. О заключении договора и участии в новой программе нужно уведомить работодателя.

Дополнительные взносы работника на накопительную пенсию по его заявлению будут ежемесячно перечисляться самим работодателем.

Возможные вопросы работников

При вступлении в новую программу какие условия договора страхования может выбирать непосредственно сам работник?

Тариф взноса работник выбирает сам. В совокупности со взносом работодателя взнос не может превышать 13%. Тариф можно менять, но не чаще 1 раза в год.

В любой момент можно приостановить свое участие в программе и затем вернуться к уплате дополнительных взносов.

Работник выбирает срок выплаты дополнительной пенсии – 5 или 10 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Может ли инициатором вступления в новую программу быть работодатель?

Нет. Инициатором заключения договора страхования может быть только работник – физическое лицо. Только работник решает, участвовать ему в новой программе или нет. Если работник принимает положительное решение, то работодатель обязан уплачивать свою часть взноса. 

Как будет производиться расчет дополнительных взносов в новой программе? Кто должен перечислять взносы в РУСП «Стравита»?

Обязанность по расчету дополнительных взносов работника и работодателя и их перечислению на счет страховщика возложена на  работодателя. Эти взносы будут уплачиваться работодателем ежемесячно не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

Может ли РУСП «Стравита» отказать в заключении договора страхования?

Да. Указом предусмотрено, что страховщик отказывает в заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, если работодатель работающего гражданина находится в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).

Что делать тем гражданам, которые по нормам Указа не могут участвовать в новом страховании? Какие возможности по дополнительному накоплению на пенсию есть у них?

Такие граждане, как и сегодня, могут заключать договоры добровольного страхования дополнительной пенсии со страховыми организациями, осуществляющими данный вид страхования – РУСП «Стравита» и СООО «Приорлайф».

Можно ли прервать договор, забрать деньги раньше наступления пенсионного возраста?

          Забрать взносы досрочно нельзя (за исключением случаев установления работнику в период до достижения общего пенсионного возраста 1 или 2 группы инвалидности). Но прекратить уплату страховых взносов можно. В этом случае фактически уплаченные страховые взносы фиксируются на именном лицевом счете работника, на них продолжит начисляться доходность.

          Выплата дополнительной накопительной пенсии будет осуществляться после наступления общеустановленного пенсионного возраста исходя из накопленных средств и избранного работником срока получения дополнительной накопительной пенсии – 5 или 10 лет.

Есть ли право наследования накопленной суммы в случае смерти работника?

          В случае, если смерть работника наступила до достижения им общеустановленного пенсионного возраста, его наследникам выплачивается выкупная сумма в размере суммы фактически уплаченных страховых взносов (с учетом доходности) за вычетом расходов страховщика на ведение дела.

В случае, если смерть работника наступила после достижения общеустановленного пенсионного возраста и он не успел получить причитающуюся ему всю сумму страхового обеспечения, остаток накопленной суммы также выплачивается его наследникам.

Что будет с 1 октября 2022 г. с уже действующими договорами добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенными с СООО «Приорлайф» или РУСП «Стравита» до появления новой программы?

Заключенные договоры страхования продолжат свое действие до полного исполнения страховыми организациями своих обязательств.

Работающий гражданин, являющийся страхователем по действующему договору добровольного страхования дополнительной пенсии (независимо от того, заключен этот договор с СООО «Приорлайф» или РУСП «Стравита»), вправе обратиться в соответствующую страховую организацию для расторжения такого договора и последующего направления денежных средств, имеющихся на его именном лицевом счете, на формирование дополнительной пенсии в новой программе.

* * *

Введение в Беларуси с 1 октября 2022 г. добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии с поддержкой государства – ожидаемая мера. Спрос на возможность формирования дополнительной накопительной пенсии под контролем государства у работников есть уже давно.

«О достойном доходе в старости нужно заботиться заранее через дополнительную добровольную пенсионную программу, – такие вопросы поднимались на VI Всебелорусском народном собрании. Предложения по подходам к решению этой проблемы подготовлены», – сказал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко накануне принятия Указа.

В целом новая программа добровольных накопительных пенсий – программа «три плюс три» – это три главных плюса, сочетающих интересы работника, работодателя и государства:

плюс для работника – доступный и понятный механизм заблаговременного сбережения средств на старость с финансовой поддержкой государства;

плюс для работодателя – его затраты на пенсионные взносы не увеличатся;

плюс для государства – появление в экономике внутреннего источника длинных денег, долгосрочного инвестиционного ресурса.

Еще более важно, что новая программа и финансовые стимулы заставляют каждого задуматься над собственной стратегией подготовки к старости.

Можно заблаговременно, в течение жизни (оптимально – с начала трудовой деятельности) добровольно формировать дополнительные пенсионные сбережения.

Если пенсионный возраст уже наступил, можно использовать стимулирующий алгоритм отложенной пенсии – дольше оставаться на рынке труда и начать получать пенсию позднее достижения общего пенсионного возраста. Это эффективный способ сформировать высокую пенсию на посттрудовой период.

Забота о будущей пенсии должна стать привычной для каждого человека. Только в этом случае в старости можно иметь комфортный уровень дохода, позволяющий вести образ жизни, соответствующий личным ожиданиям. 

свернуть

СЕНТЯБРЬ 2021

16.09.2021
17 сентября – День народного единства
развернуть
 
16 сентября 2021 года проводится 
Единый день информирования населения
 
Тематика дня: 
 

17 сентября – День народного единства

 

     Суверенитет – это ключевой атрибут государства. Его утрата фактически означает полную «несостоятельность» государственной власти, неспособность национальных институтов осуществлять внутреннюю и внешнюю политику без вмешательства извне.

 
свернуть

АВГУСТ 2021

18.08.2021
Ключевые аспекты "Большого разговора с Президентом"
развернуть

ИЮЛЬ 2021

15.07.2021

ИЮНЬ 2021

17.06.2021

МАЙ 2021

20.05.2021
20 мая 2021 года проводится 
Единый день информирования населения
 

летней оздоровительной кампании 2021 года

свернуть

АПРЕЛЬ 2021

15.04.2021
Возможность дышать свободно, растить детей и радоваться каждому новому дню дал нам ратный подвиг наших отцов, дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны. Войны за само существование нации, за место белорусов в истории и на карте мира. Годы оккупации наглядно и жестоко показали людям истинный смысл таких понятий, как безопасность, свобода, суверенитет и независимость...
развернуть
 
15 апреля 2021 года проводится 
Единый день информирования населения
 
Тематика дня: Сохранение исторической памяти о победе советского народа в Великой Отечественной войне
 
          Возможность дышать свободно, растить детей и радоваться каждому новому дню дал нам ратный подвиг наших отцов, дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны. Войны за само существование нации, за место белорусов в истории и на карте мира. Годы оккупации наглядно и жестоко показали людям истинный смысл таких понятий, как безопасность, свобода, суверенитет и независимость...
 
Информационные материалы:
свернуть

МАРТ 2021

18.03.2021
В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Ее принятие – знаковое историческое событие для каждой страны
развернуть
18 марта 2021 года проводится 
Единый день информирования населения
 
Тематика дня: 15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

    В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Ее принятие – знаковое историческое событие для каждой страны.

    Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Закон, обладающий высшей юридической силой. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции. Именно она определяет государственное и общественное устройство Беларуси, правовой статус человека, его взаимоотношения с государством и обществом, а также выполняет ряд других значимых функций.

 

Информационные материалы:

1. 15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2. О реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией в Минской области

3. Правовая ответственность родителей за жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также последствия противоправных поступков, совершаемых детьми и подростками

свернуть

ФЕВРАЛЬ 2021

17.02.2021
"Сплоченности, солидарности и взаимопонимания белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства. Чтобы всегда оставаться нацией и быть частью единства с другими" - такими видят себя наши соотечественники в наступившем Году народного единства
развернуть

ЯНВАРЬ 2021

В Республике Беларусь 11–12 февраля 2021 года состоится одно из важнейших политических мероприятий – шестое Всебелорусское народное собрание, которое ознаменует собой окончание предыдущего пятилетнего периода развития страны и начало нового этапа в жизни государства и общества
развернуть