В помощь педагогу дополнительного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС к началу 2022/2023 учебного года

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в объединениях по интересам
развернуть

Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. №154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» 
Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании. Вопросы дополнительного образования детей и молодежи
Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи
Типичные ошибки при разработке программ дополнительного образования детей и молодежи с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины
Приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 г. №401 "Об утверждении Правил педагогических работников"
Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2022/2023 учебном году (художественный, культурно-досуговый, социально-педагогический, общественно-гуманитарный профили)
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»
Календарь республиканских мероприятий Национального центра художественного творчества детей и молодежи на 2022/2023 учебный год
Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат

 

    

     В учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 уч.году устанавливаются каникулы:

  • осенние – 9 дней с 30 октября 2022 г. по 7 ноября 2022 г. включительно;
  • зимние – 15 дней с 25 декабря 2022 г. по 8 января 2023 г. включительно;
  • весенние – 8 дней с 26 марта 2023 г. по 2 апреля 2023 г. включительно;
  • летние – 92 дня с 1 июня 2023 г. по 31 августа 2023 г.,
  • для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 81 день с 12 июня 2023 г. по 31 августа 2023 г. включительно.

    Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 20 февраля 2023 г. по 26 февраля 2023 г. продолжительностью 7 дней.

свернуть

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности
развернуть

Рекомендадции по составлению плана-конспекта занятия в системе дополнительного образования

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЖУРНАЛА

 

Рекомендации по ведению журнала планирования и учета работы

объединения по интересам

Ищенко Жанна Григорьевна,

начальник отдела сопровождения

молодежных инициатив МОИРО

        Журнал планирования и учета работы кружка (объединения) УДОДиМ

является необходимым документом, отражающим содержание работы с

учащимися. Одновременно это и финансовый документ, его обязан вести

каждый педагог дополнительного образования. Согласно номенклатуре дел

срок его хранения – 3 года.

           Все записи в журнале должны вестись четко, аккуратно и регулярно.

Журнал ведется чернилами одного цвета. Не допускаются исправления,

пометки. В зависимости от того, на каком языке ведется обучение в кружке,

журнал может вестись на русском или белорусском языках. Страницы

журнала нумеруются.

Порядок заполнения журнала

  1. На обложке журнала записывается название кружка

(объединения), УДОДиМ;

на титульном листе – название кружка (объединения), УДОДиМ,

фамилия, имя, отчество педагога (полностью), фамилия, имя (полностью)

старосты группы.

  1. Указываются номера страниц в соответствии с содержанием.
  2. На последующих страницах журнала записывается план работы

кружка (объединения) на учебный год, который состоит из следующих

разделов:

Раздел I. Цели и задачи

Цель: запрограммированный педагогом конечный результат, который

должен быть им и учащимися достигнут в конце курса обучения (обеспечение

условий…..)

С учетом направления деятельности кружка (объединения), возрастных

особенностей детей определяются цели и задачи кружка (объединения). При

планировании следует выделить предметно-практические задачи (какие

знания, умения, навыки хотим сформировать), воспитательные (какие

качества личности хотим развивать), методические (что и как хотим

обеспечить, разработать) и др.

Раздел II. Организационная работа

В данном разделе излагаются организационные условия эффективности

образовательного процесса: мероприятия по комплектованию кружка,

планированию его деятельности, подготовке кабинета и оборудования к

новому учебному году, разработка и сбор методических материалов по

направлениям деятельности кружка, проведение организационных собраний с

учащимися и родителями, выбор органов самоуправления и др.

Раздел II. Организационная работа

✓ Подготовка информационно-рекламного материала до 01.09.2022

✓ Подготовка кабинета до 01.09.2022

✓ Участие в неделе УДОДМ с «___» по «___» 09.2022

✓ Сбор заявлений от родителей в объединения по интересам до 01.09.2022

✓ Составление списков уч-ся и комплектование объединения по

интересам до 01.09.2022

✓ Составление расписания до 01.09.2022

✓ Проведение организационного собрания – «_ »_____ 2022

✓ Выбор старосты

✓ Утверждение журнала планирования и учета работы объединения до

01.09.2022

4 (начало нумерации страниц)

Раздел III. Учебно-тематический план

В учебно-тематическом плане необходимо указать темы занятий и

количество часов, отведенных на их изучение с разбивкой на теоретические и

практические занятия. В учебно-тематический план не включаются часы,

предназначенные на изучение тем образовательной программы, учебные

экскурсии, вводные и итоговые занятия.

Раздел IV. Воспитательная работа

В данном разделе раскрывается содержание воспитательной

деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса в

объединении по интересам. Это традиционные дела кружка (объединения),

мероприятия, направленные на развитие детского самоуправления и

сплочение коллектива, профориентацию учащихся, участие в выставках,

смотрах, фестивалях, конкурсах, экскурсии и др. В данном разделе плана

необходимо отразить все направления воспитательной работы с учащимися:

идейное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое,

интеллектуальное, формирование здорового образа жизни, эстетическое.

Раздел IV. Воспитательная работа

  1. Тематический информационный час – сентябрь
  2. Викторина «Моя Беларусь» – сентябрь
  3. Участие в мероприятиях, посвященных Неделе Матери – октябрь
  4. Экскурсия в Музей матери – октябрь
  5. Тренинг «Я - личность» – ноябрь
  6. Участие в благотворительной акции «Доброе сердце» – декабрь
  7. Акция «Будь внимателен!» – декабрь
  8. Участие в новогодних мероприятиях – декабрь-январь
  9. Участие в мероприятиях в рамках Дня «Защитники Отечества» – февраль
  10. Экскурсия в музей ВОВ – март
  11. Игровая программа «Фантазеры» – март
  12. Участие в мероп-х в рамках Межд. женского Дня 8-е Марта – март
  13. Познавательная викторина «Тайны космоса» – апрель
  14. Акция «Поздравляем!!!» – май
  15. Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы – май
  16. Участие в мероприятиях, посвященных Дню Семьи – май

Раздел V. Связь с учебными учреждениями, общественностью,

родителями.

В данном разделе плана определяется связь кружка с научными,

профильными учреждениями, предприятиями, общественными

организациями; конкретизируются формы и цели сотрудничества с указанием

сроков проведения мероприятий. Предусматривается работа с родителями

(индивидуальная работа, проведение родительских собраний, совместные

мероприятия с родителями), выступления, выставки.

Раздел V. Связь с учебными учреждениями, общественностью,

родителями.

  1. Родительское собрание – сентябрь
  2. Клубы, семейные беседы
  3. Реклама объединения (мастер-класс) в школе № ____ в рамках недели

УДОДМ с «___» по «____» сентября 2022 г.

  1. Совместные с родителями мероприятия и др., показательные выступления,

выставки на предприятиях, в школах

  1. Связи объединения с научным, профильным учреждением, творческим

союзом, музеем, СМИ, социальными учреждениями и т.д.

  1. Привлечение родителей уч-ся к участию в мероприятиях
  2. Организация совместной работы родителей, детей, педагога по пополнению

материальной базы объединения по интересам – в течение года

  1. Рекламная кампания на предприятиях, учреждениях

Методическая работа

В разделе раскрывается деятельность педагога по совершенствованию

профессиональной квалификации (самообразование, обучение на курсах

повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах,

конференциях, в работе методических объединений педагогов

дополнительного образования);

содержание методической работы (разработка программных и

методических материалов, организация и проведение открытых занятий

объединения по интересам, мастер-классов, творческих мастерских и т.д. с

указанием конкретных тем и сроков проведения мероприятий).

  1. Календарный план работы кружка (объединения) составляется в

соответствии с учебно-тематическим планом и разделяется на кварталы

(месяца). План отражает подробное изучение тем в течение учебного года,

указывается необходимое количество часов и дата проведения. Годовой план

работы кружка подписывает педагог, визирует заведующий отделом и

заместитель директора по учебно-воспитательной работе УДОДиМ. План

работы кружка утверждается директором.

  1. Календарный план работы кружка (объединения)

№ Тэма, раздзел праграммы ЗМЕСТ РАБОТЫ Неабходны час (гадзіны) Даты правядзення

Ввводное занятие

Знакомство с работой

объединения по интересам,

внутренним распорядком работы

УДОДМ

2 03.09

1 Ковровая вышивка

Знакомство с техникой «ковровая

вышивка». Инструменты и

материалы. Последовательность

выполнения

2 05.09

2 Коврик на сетке

Приемы заполнения основы.

Подбор эскизов. Использование

схем для вышивки. Основы

композиции, орнамент, цветовое

решение

2 10.09

  1. Раздел журнала «Сведения о членах кружка (объединения)» содержит

все необходимые сведения об учащихся. На протяжении года сведения об

учащихся обновляются. Запрещается вычеркивать выбывших учащихся,

напротив фамилии учащихся делается запись «выбыл».

  1. В разделе «Учет посещения занятий» педагог делает систематические

записи о факте проведения занятий. Отсутствующих на занятиях учащихся

отмечает буквой «н». Фамилия и имя учащихся записываются полностью.

Часы и даты занятий должны соответствовать утвержденному расписанию

занятий. Даты, поставленные на левой половине журнала, должны полностью

соответствовать датам занятий групп на правой половине листа и расписанию.

Занятия в группах первого и последующих годов обучения начинаются

с 1-го сентября согласно расписанию.

Журнал также ведется с 1-го сентября.

На правой странице разворота фиксируется содержание занятий, дата и

количество часов, отработанных педагогом в соответствии с расписанием и

календарным учебно-тематическим планом, с учетом практических и

теоретических занятий.

Дата Змест заняткаў, назва тэмы,

пералік пытанняў і выканан

ных практычных работ

Працягласць

заняткаў

(колькасць гадзін)

Подпіс

педагога

дадатковай

адукацыі

1.10 Тэматычная кампазіцыя

«Мае любімыя святы».

Выкананне работ у матэрыяле

1 г (подпіс)

Нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий. В графе «Часы»

педагог указывает количество часов, отработанных на данном занятии, в

соответствии с расписанием (например, 2 часа). Исправлений в датах занятий

и часах не допускается.

В случаях отпуска, командировки, больничного листа педагога

пропущенные даты занятий на левой половине листа не указываются, на

правой половине делается запись.

Например,

с 17.09.22 по 28.09.22– б/л № 838619МС

с 25.09.22 по 30.09.22 – командировка Приказ №163 от 25.09.22

Перенос занятия на 02.10. 22. Приказ №5 от 02.10.22

В период школьных каникул педагоги могут работать в соответствии с

утвержденным планом работы на каникулы и осуществлять педагогическую,

методическую или организационную работу, связанную с реализацией

образовательной программы, о чем делается соответствующая запись в

журнале.

  1. В разделе «Занятия по мерам безопасности» заполняется список

учащихся, отмечаются даты проведения инструктажа, записывается

содержание и продолжительность занятия, ставится роспись педагога.

Инструктаж проводится по мере необходимости. Количество занятий зависит

от специфики и требований образовательной программы.

  1. В заключительном разделе журнала «Замечания" администрации по

ведению журнала» могут быть отмечены следующие аспекты:

➢ своевременность и правильность внесения записей в журнал;

➢ выполнение программы (соответствие учебно-тематическому плану);

➢ разнообразие форм проведения занятий;

➢ подготовка и проведение итоговых занятий;

➢ посещаемость занятий.

Журнал хранится в служебном помещении.

После окончания учебного года журнал сдается администрации УДОДиМ.

свернуть

17сентября - День народного единства

Предлагаем методические материалы для проведения воспитательных мероприятий, посвященных Дню народного единства
развернуть

ПОРТФОЛИО педагога

 

 

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести

и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

 

Структура портфолио представляется следующими разделами.

  1. Титульный лист (обязательно указывается полное название учреждения образования, «народного» коллектива, год создания портфолио, подпись руководителя учреждения)
  2. Содержание портфолио
  3. Педагогический коллектив (руководитель и педагог(и) коллектива)

 

3.1 Визитная карточка

Ф.И.О.

фотографии;

образование (образовательное учреждение, год окончания, специальность, квалификация);

должность (указать полное название структурного подразделения);

стаж педагогический;

стаж в должности;

наличие квалификационной категории (год присвоения, подтверждения);

и др.

 

3.2 Самоанализ деятельности

Пишется в свободной форме и может иметь следующую структуру: основные идеи, которыми педагог(и) руководствуется в своей деятельности, его кредо; выделение главных целей и способов их достижения, характеристика своей профессионально-педагогической и творческой деятельности, наиболее значимые достижения, перспективы.

 

3.3 Самообразование и повышение квалификации

В этом разделе помещаются данные об используемых формах самообразования, повышения квалификации и профессиональной подготовки (работа в РМО, ГМО, участие в семинарах, конференциях, методических выставках, наличие методической темы, обучение на курсах повышения квалификации, дополнительное образование, обучение в аспирантуре и др.).

Сроки

 

Форма и название мероприятия

 

Наличие документа (сертификат, свидетельство и др.)

 

 

 

 

3.4 Научно-методическая деятельность (работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта)

 

  1. Методические разработки (дать перечень и приложить самые интересные)

Название методической разработки         

Сроки создания

 

Издание (типография, самиздат)

 

 

 

 

 

  1. Наличие публикаций (дать перечень и приложить самые интересные материалы)

Название публикации

Название издания

Дата выхода

 

 

 

 

 

  1. Участие в проведении мастер-классов, круглых столов, семинаров, конференций и других мероприятий, руководство методическим объединением и др.

Название мероприятия

Форма участия (тема) представления опыта

Дата проведения

 

 

 

 

 

3.5 Позитивные результаты деятельности

В этот раздел даются перечень имеющихся у педагога(ов) документов, подтверждающих его индивидуальные достижения: официальные награды, дипломы педагогических конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) и т.д. Документы могут быть приложены (копии).

 

  1. Официальные награды

Награда, звание

Дата получения

 

 

 

2.Участие в педагогических и профессиональных конкурсах, смотрах и выставках

Название конкурса, выставки

Сроки

Результат

 

 

 

 

 

 

3.6 Участие в инновационной, экспериментальной или исследовательской деятельности

Уровень

Форма участия

Содержание

 

Результат

 

 

 

 

 

 

  1. Детский коллектив

4.1 Визитная карточка «народного» коллектива

название коллектива;

фотографии;

год создания;

год присвоения звания;

состав коллектива (название объединений по интересам, Ф.И.О. педагогов);

направления деятельности;

количество учащихся, их возраст;

и др.

 

4.2. Организация образовательного процесса

 

В разделе могут быть представлены материалы по организации образовательного процесса:

- программа объединения по интересам;

- перечень УМК к образовательной программе;

- технологические карты или конспекты (разработки) лучших занятий;

- самоанализ занятий;

- информационно-аналитические материалы (мониторинг, тестирование и т.д.);

- перечень используемой педагогами современной литературы;

- перечень используемых педагогами электронных образовательных ресурсов (интернет-ресурсы, создание собственного сайта, ведение профессионального блога и т.п.).

 

4.3 Организация учебно-творческой, воспитательной, выставочной, благотворительной, общественно-полезной деятельности

В этом разделе представляются информация, методические разработки и сценарии различных мероприятий, ставших традиционными для коллектива, проекты социально-значимой и творческой направленности.

 

4.4 Динамика учебно-творческих достижений учащихся

В разделе должны быть представлены самые значимые мероприятия:

  1. Достижения учащихся.

Название конкурсов, выставок, фестивалей, смотров и т.д.

Год

 

Кол-во детей

 

Результат

 

областной уровень мероприятия

 

 

 

 

 

 

республиканский уровень мероприятия

 

 

 

 

 

 

международный уровень мероприятия

 

 

 

 

 

 

  1. Преемственность обучения (поступление учащихся в учреждения высшего образования, другие профильные объединения и учреждения).
  2. Отзывы о педагогической деятельности и её результатах (характеристики, рекомендации, отзывы руководителей, коллег, родителей, выпускников, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.).

 

Можно по своему усмотрению включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы.

свернуть

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения инфекции COVID-19

Создадим безопасные условия пребывания детей в нашем Центре вместе!
развернуть

 

Уважаемые педагоги!

В целяхпредотвращения распространения инфекции COVID-19 в нашем учреждении,

просим вас ознакомиться с Методическими рекомендациями

Министерства здравоохранения и Министерства образования Республики Беларусь

по организации образовательного процесса в учреждениях образования

 

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Информационные материалы для разъяснительной работы с обучающимися
развернуть

   НАРКОТИКИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ПОСЛЕДСТВИЯ

 

ВИДЕОРОЛИКИ, ФИЛЬМЫ по профилактике наркомании можно смотреть здесь>>>

свернуть

Семь советов, как перейти на дистанционное обучение

Чтобы немного упростить этот процесс и быть готовыми к переходу (если вдруг придется) на дистанционное обучение, предлагаем воспользоваться советами.
развернуть

Семь советов, как перейти на дистанционное обучение

Чтобы немного упростить этот процесс и быть готовыми к переходу (если вдруг придется) на дистанционное обучение, предлагаем воспользоваться советами.

Без_названия

Семь советов, как перейти на дистанционное обучение

Дистанционная форма образования предполагает общение учителя и обучающегося на расстоянии. Начинать что-то новое всегда тяжело. Чтобы немного упростить этот процесс и быть готовыми к переходу (если вдруг придется) на дистанционное обучение, из опыта наших соседей, предлагаем воспользоваться советами.

  1. Провести опрос о готовности детей и учителей к дистанционной форме обучения.

Узнать, есть ли необходимые устройства и выход в интернет. Выявить тех, кто не сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн, продумать форму работы с такими учащимися. Узнать у родителей, готовы ли они оставить детей дома и контролировать процесс.

  1. Организовать рабочее время учителя и учеников.

Необходимо выбрать определенное время для проведения дистанционных уроков. Поставить в известность детей и родителей, что занятия будут проходить каждый день в обозначенные часы. Таким образом можно планировать свое расписание, а ученики и их родители — свое.

  1. Адаптировать обучение под возраст учащихся.

Урок необходимо разбивать на несколько видов заданий, например, 5–10 минут на просмотр видео, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки. При объяснении новой темы лучше показать короткое видео свое либо найти видеоурок по теме в интернете, а ребятам прикрепить ссылку к домашнему заданию в электронном дневнике Schools.by.

  1. Наладить обратную связь с учениками.

Обратная связь позволяет контролировать процесс обучения и включенность учеников. Наладить ее лучше посредством электронного дневника либо электронной почты, чтобы сохранить всю историю коммуникации, вопросов-ответов.

  1. Активно взаимодействовать с родителями

С родителями необходимо обсудить организационные вопросы. Четко определить группы родителей (по активности и возможностям). Попросить активных родителей помочь при обучении, особенно младших школьников. Определить график и формы взаимодействия (виртуальные консультации, чаты).

  1. Создать инструкции, памятки.

Переход на дистанционное обучение вызывает у родителей много вопросов. Поэтому заранее необходимо составить подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить обучение, где искать домашнее задание, куда будут высылаться видео.

  1. Проявлять гибкость и быстро адаптироваться

Мониторить активность учащихся, родителей, учиться быстро перестраиваться. Для этого лучше первое время организовывать онлайн-опросы и анализировать все составляющие: технические возможности, комфорт, время.

свернуть

Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

Критерии мониторинга

Показатели критерия

Методы оценки показателя

Достаточность знаний в предметной области

Наличие у учащихся знаний, соответствующих программе.

Реализация знаний в практической деятельности, самостоятельной работе.

Беседа.

Наблюдение

Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в образовательной области

Степень реализации знаний на практике. Качество продуктивной деятельности.

Умение самостоятельно выполнить работу.

Наблюдение за реализацией творческих заданий. Количество подготовленных творческих работ.

Анализ участия в смотрах, конкурсах, выставках, концертах.

Презентация творческих работ.

Достижения учащихся.

Сформированность личностных качеств

Степень участия в жизни объединения. Социальный статус учащегося в детском коллективе.

Мотивация и практическая деятельность

Технология коллективно-творческой деятельности. Метод воспитывающих ситуаций/ролевая игра, этическая беседа, ассоциация, импровизация и т.п.

 

Наличие интереса к данному виду деятельности

Посещаемость занятий, активность, инициативность, самостоятельность. Желание продолжить обучение в данном объединении, профессиональные предпочтения.

Журнал планирования и учета работы объединения по интересам.

Наблюдение.

Беседа.

Опрос.

свернуть

Занятие в системе дополнительного образования

Данный материал расскрывает само понятие "занятие", его дидактические циклы, типы, общие требования.
развернуть

Занятия в системе дополнительного образования.

Образовательный процесс в УДО  осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного  взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования  невозможно без грамотной, творческой организации занятия.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его воспитанников.

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является  традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Педагогу важно  раскрыть  и реализовать свой творческий потенциал независимо от того,  какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

изучение нового материала;

применение знаний на практике, формирование практических умений;

контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.

изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

 

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

 

Основные требования к современному занятию.

Постановка и комплексное решение на занятии образовательных, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии, наиболее эффективные для достижения цели.

Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

При разработке занятия педагог дополнительного образования  внимательно  изучает:

учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;

определяются тип и структура занятия;

его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.  Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

 На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

 Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

 К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

 Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

 Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.

свернуть

Современное учебное занятие в системе дополнительного образования

Методы организации занятий

Формы организации занятий

Воспитание налоговой культуры

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь с целью воспитания налоговой культуры у детей разработало методические рекомендации.


Сказочные истории можно использовать в качестве дополнительной информации при проведении воспитательных мероприятий.


Ознакомиться с материалами можно по ссылкам
http://www.nalog.gov.by/ru/the_children_on_taxes/ 
http://www.nalog.gov.by/ru/the_children_on_taxes_p2/ 

свернуть

Целеполагание в планировании занятия

Планирование задач занятия