Алгоритмы действий

Алгоритм межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье

Порядок действий специалистов органов и учреждений образования.

При оказании помощи жертвам насилия в семье учреждения образования

осуществляют свою деятельность в соответствии с:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка»;

Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 года № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».

Выявление насилия в семье органами и учреждениями образования происходит в ходе изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних на начало учебного года и в течение года, при работе педагогических работников с несовершеннолетними и их семьями по социально-педагогическому и психологическому сопровождению.

Информация о лице, пострадавшем от насилия в семье, может поступить в органы и  учреждения образования из следующих источников:

  1. от самого лица при самостоятельном обращении в учреждение образования за помощью;
  2. от ОВД, организаций здравоохранения, ТЦСОН (при наличии в семье несовершеннолетних детей), органов по труду, иных государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций, от граждан (при поступлении информации о ставших известными фактах домашнего насилия).

В случае, если гражданин сообщает о том, что переживает насилие в семье, работники учреждений образования:

  1. мотивируют жертву насилия в семье на обращение в ОВД для написания заявления о факте насилия в семье;
  2. информируют о возможности получения психологической помощи, услуги временного приюта в «кризисной» комнате и иных видов помощи в ТЦСОН, предоставляют, разработанный ТЦСОН, информационный буклет о государственных органах (организациях), общественных объединениях, религиозных организациях, оказывающих помощь в случае насилия в семье;
  3. мотивируют на подписание информационного согласия;
  4. в случае подписания информированного согласия, указывают на нем свое имя, должность, наименование учреждения образования и отправляют его в тот же день по факсу или с использованием иных средств связи в ТЦСОН. Оригинал информированного согласия в течение трех рабочих дней по почте либо нарочно предоставляются в ТЦСОН;
  5. В любом случае передают жертве насилия отрывной талон к информированному согласию с дополнительной информацией для пострадавших.

При выявлении фактов насилия в семье и наличия непосредственной угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетних детей, органами и учреждениями образования направляется информация в ОВД о признаках насилия в отношении несовершеннолетнего для принятия мер реагирования.

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия:множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком,указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования

свернуть

АЛГОРИТМ взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и работников учреждений образования, спорта, туризма, культуры и здравоохранения Минской области по ранней идентификации в молодежной среде лиц, входящих в неформальные молодежные группировки

 

Основные термины, применяемые в настоящем Алгоритме, и их определения:

идентификация – установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков (распознание);

неформальные молодежные группировки – группировки, пропагандирующие идеологию терроризма, экстремизма, неофашизма, расистские, националистические и тому подобные идеи, в том числе группировки радикально настроенных футбольных фанатов;

экстремизм (экстремистская деятельность) – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций по планированию, организации, подготовке и совершению действий, указанных в абзацах 2-14 Закона Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-З «О противодействии экстремизму»;

терроризм – социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка;

радикализация – это процесс, в ходе которого люди или группы людей становятся приверженцами политического, религиозного или другого экстремизма;

саморадикализация – процесс самостоятельного принятия идей политического, религиозного или другого экстремизма;

справочно: одной из отличительных черт саморадикализации  является то, что усвоение экстремистской идеологии и формирование психологической готовности к совершению теракта происходит не в ходе вербовочных мероприятий или обработки в составе террористической организации, а в ходе самостоятельного поиска и потребления контента террористической и экстремистской направленности;

саморадикализированные лица – лица, имеющие  ментальные (психические) расстройства и (или) их признаки (нарушения мышления, настроения или поведения, выходящие за рамки существующих культурных убеждений и норм), которые под влиянием физико-психологических, социальных, политических, религиозных и прочих факторов, в том числе их совокупности в различных вариациях, самостоятельно (без оказания непосредственного влияния посторонних) приняли идеи политического, религиозного или другого экстремизма.  

В целях принятия дополнительных мер по повышению уровня безопасности учащихся, своевременному реагированию на состояние криминогенной обстановки, организации агитационно-разъяснительной работы, направленной на обеспечение правопорядка и общественной безопасности на территории Минской области:

  1. Сотрудники территориальных органов внутренних дел области (далее – ОВД) регулярно, но не реже чем один раз в полугодие, по согласованию с руководителями учреждений образования, спорта, туризма, культуры и здравоохранения (далее – субъекты профилактики),  проводят обучающие семинары для работников указанных субъектов по тактике выявления:

- саморадикализированных лиц;

- лиц, входящих в неформальные молодежные группировки, либо причисляющих себя к таковым;

- лиц, причастных к незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в том числе так называемых «черных копателей»;

- лиц, проявляющих интерес к методикам изготовления взрывчатых веществ и иных средств поражения;

- об обучающихся, склонных к насилию, конфликтам и совершению иных противоправных поступков, в том числе совершающих дисциплинарные проступки;

- информационных ресурсов, содержащих методики изготовления взрывчатых веществ и иных средств поражения.

  1. Работники субъектов профилактики:

2.1. при выполнении своих должностных обязанностей, из различных источников получают информацию о лицах и ресурсах, указанных в пункте 1 Алгоритма;

2.2. при получении информации, указанной в пункте 2.1 Алгоритма:

2.2.1. незамедлительно в письменной форме докладывают об этом руководителю субъекта профилактики с указанием:

- даты, времени, места, получения информации;

- обстоятельств ее получения;

- источника информации;

- сведений об источнике информации, в том числе об установочных данных лица, передавшего информацию. В случае отсутствия сведений о личности источника информации – его приметы, отличительные особенности, иные имеющиеся сведения с отражением максимально полных подробностей);

- полученных сведений (дословно, либо максимально близко к тексту);

2.2.2. принимают меры к ограничению доступа посторонних лиц к полученной информации путем ее неразглашения и ограничения доступа к докладной записке, в том числе путем исключения создания ее копий;

2.2.3. в случае получения объективной информации о совершаемом, совершенном, либо готовящемся преступлении, либо административном правонарушении, незамедлительно сообщают об этом в ОВД посредством телефонного звонка на линию «102».

  1. Руководители субъектов профилактики:

3.1. в случае получения информации, не содержащей сведений о преступлении, либо административном правонарушении, в течении одного рабочего дня организуют письменное информирование ОВД о полученной информации, указанной в п. 2.1 Алгоритма;

3.2. в случае получения информации о совершаемом, совершенном, либо готовящемся преступлении, либо административном правонарушении, незамедлительно сообщают об этом в ОВД посредством телефонного звонка на линию «102».

  1. Сотрудники ОВД в установленном порядке информируют субъекты профилактики, уполномоченные Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на проведение индивидуальной профилактической работы, о несовершеннолетних:

4.1. совершивших преступления до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности с приложением копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

4.2. указанных в пункте 1 Алгоритма, для проведения с ними работы согласно действующему законодательству.

свернуть

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

  1.  К факторам высокого риска суицидальных действий у несовершеннолетнего следует относить: сведения о совершении попытки суицида; намеренное нанесение самоповреждений; демонстрация суицидальных угроз.
  2. Выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего осуществляется в пределах компетенции педагогическими работниками учреждений образования (далее – педагогические работники), медицинскими работниками и психологами организаций здравоохранения (далее – работники организаций здравоохранения) и сотрудниками органов внутренних дел (далее, если не указано иное, – субъекты профилактики).
  3. Работники организаций здравоохранения осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при посещении несовершеннолетним и его законным представителем учреждений здравоохранения.
  4. Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социально-педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи.
  5. Сотрудники органов внутренних дел осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при совершении несовершеннолетним противоправных действий и проведении с ним индивидуальной профилактической работы.
  6. При выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего субъекты профилактики в течение одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о возможностях: получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего; получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего; ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля».
  7. Субъекты профилактики при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, оформленного по форме согласно приложению, в течение одного рабочего дня направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего. В информации указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего, дата рождения, адрес места жительства (места пребывания) несовершеннолетнего, сведения о его законных представителях, имеющиеся факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, проявления суицидального поведения, предпринятые меры, их эффективность.
  8. В рамках профилактической работы субъекты профилактики имеют право письменно ходатайствовать о приглашении законного представителя несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.
  9. В случае выявления факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего либо получения соответствующей информации педагогические работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае их согласия – обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования.
  10. В случае обращения в организацию здравоохранения несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, его законного представителя работники организации здравоохранения обеспечивают:

10.1. оказание несовершеннолетнему специализированной медицинской и психологической помощи в день обращения;

10.2. передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15–17 лет, имеющих факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего с согласия законного представителя.

11. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану общественного порядка по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего, имеющего факторы риска суицидальных действий, при оказании ему медицинской помощи в случае наличия угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего и (или) иных лиц.

12. При получении информации о несовершеннолетнем, демонстрирующем прямые суицидальные угрозы и (или) находящемся в состоянии активных суицидальных действий, субъекты профилактики принимают необходимые меры по предотвращению совершения суицида несовершеннолетним и осуществляют незамедлительное выполнение мероприятий, изложенных в пунктах 8, 9, 11–13 настоящей Инструкции, в целях информирования законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной психологической и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.

свернуть