Профориентация
План профориентационных мероприятий
ПЛАН
профориентационной работы с учащимися
в 2023/2024 учебном году
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:
- создавать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
- предоставить возможность учащимся выполнить серию различных проб в системах «человек — техника», «человек — знак», «человек — образ», «человек — человек» и способствовать получению представлений о своих возможностях и предпочтениях;
- способствовать проектированию учащимися своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. Организационные мероприятия |
|||
1 |
Изучение нормативно-правовых документов. Разработка плана профориентационной работы на 2023/2024 учебный год |
Август |
Зам. директора по УВР |
2 |
Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы среди обучающихся |
В течение года |
Методист, заведующий отделом |
3 |
Систематизация методических материалов по профориентационной работе |
Сентябрь |
Методист |
4 |
Оформление на сайте учреждения образования разделов «Профориентационная работа», «Информация для родителей» |
Сентябрь |
Методист |
5 |
Обновление уголков по профориентации в соответствии с рекомендациями |
Октябрь |
Методист |
6 |
Организация консультативной помощи учащимся по вопросам профессионального становления и социализации |
Сентябрь Апрель |
Зам. директора по УВР |
7 |
Организация профориентационных экскурсий на предприятия |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
8 |
Участие в анкетировании учащихся на предмет выявления профессий, пользующихся повышенным спросом. |
Октябрь, февраль |
Методист |
9 |
Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов |
В течение года |
Методист |
2. Информационно-методическое обеспечение |
|||
1 |
Разработка рекомендаций педагогам по планированию профориентационной работы с учащимися |
Август |
Зам. директора по УВР |
2 |
Консультации для педагогов дополнительного образования «Теория и практика профориентационной работы» |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
3 |
Семинар-практикум с педагогами дополнительного образования «Методические основы профориентации во внеурочной деятельности» |
Ноябрь |
Методист |
4 |
Консультации для педагогов: - Изучение склонностей и интересов учащихся - Изучение профессиональных намерений и планов учащихся |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
3. Работа с учащимися |
|||
1 |
Проведение профориентационных экскурсий на предприятия |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
2 |
Организация и проведение с учащимися выставок «В мире профессий» |
Сентябрь |
|
3 |
Проведение месячника профориентации «Профессиональный компас» |
Октябрь-ноябрь |
Зам. директора по УВР |
4 |
Проведение профориентационных занятий в объединениях |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования |
5 |
Проведение недели профориентации |
Октябрь |
Методист |
6 |
Презентация «Мир профессий. «Человек — техника» |
Ноябрь |
Педагоги дополнительного образования |
7 |
Беседа: «Профессии моих родителей» |
Декабрь |
Педагог-организатор |
8 |
Устный журнал «Моя будущая профессия» |
Январь |
Педагоги дополнительного образования |
9 |
Психологическая характеристика профессий |
Февраль |
Педагоги дополнительного образования |
10 |
Анкетирование «Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии» |
Март |
Педагоги дополнительного образования |
11 |
Просмотр презентаций: «Выбираем профессию вместе»; «Мир профессий»; «Ваш выбор: хочу, могу, надо»; «Профессиональное самоопределение учащихся»; «Моя будущая профессия» |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования |
12 |
Устный журнал «Семь шагов к взвешенному решению» |
Март |
Педагоги дополнительного образования |
13 |
Видеотревел «Презентация учебных заведений» |
Апрель |
Педагоги дополнительного образования |
14 |
«Человек в новых социально-экономических условиях». Матрица выбора профессии |
Май |
Педагоги дополнительного образования |
15 |
Организация и проведение интерактивной профориентационной работы (социальные сети, специальные сайты, форумы) и т.д. |
Постоянно |
Зам. директора по УВР, педагоги |
Рекомендации родителям по профориентации
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом более 1 200! (Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать нагора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка - тоже опыт Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
Профессии нашего города
Несмотря на очень жаркую погоду, ребята из «Города мастеров» совершили невероятно долгий переход из средней школы №4 г.Дзержинска на головное предприятие по производству гидравлики для мобильной техники в г.Дзержинске - ООО «САЛЕО». Воспитанники лагеря побывали в конференц-зале, посетили цеха по производству гидравлических деталей, цех готовой продукции, увидели современное высокотехнологичное оборудование, и были удивлены, что практически всю работу выполняют не люди, как это было 20 лет назад, а роботы-автоматы!
Когда у ребят спросили: «Кто бы хотел бы в будущем работать на таком заводе?», - все ответили однозначно: «Я!»
Юные "мастера" посетили «Ресурсный центр по безопасности», где им наглядно продемонстрировали с помощью инновационных технологий правила пожарной безопасности в быту. Ребята познакомились с профессией пожарного-спасателя, а также в игровой форме обучались, как правильно вызвать спасателей по телефону, как переходить дорогу и многое другое. На память они получили сувениры и массу положительных эмоций.
Особенные эмоции и впечатления ребятам подарила экскурсия в войсковую часть 1463, где ребятам показали солдатские казармы, рассказали о распорядке дня, правилах службы. Раскрыли некоторые секреты следопытов, продемонстрировали фильм о пограничных войсках и, конечно, посетили настоящую землянку.