Профориентация

План профориентационных мероприятий

ПЛАН

профориентационной работы с учащимися

в 2023/2024 учебном году

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи:

  • создавать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
  • предоставить возможность учащимся выполнить серию различных проб в системах «человек — техника», «человек — знак», «человек — образ», «человек — человек» и способствовать получению представлений о своих возможностях и предпочтениях;
  • способствовать проектированию учащимися своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

1.     Организационные мероприятия

1

Изучение нормативно-правовых документов.  Разработка плана профориентационной работы  на 2023/2024 учебный год

Август

Зам. директора по УВР

2

Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы среди обучающихся

В течение года

Методист, заведующий отделом

3

Систематизация методических материалов по профориентационной работе

Сентябрь

Методист

4

Оформление на сайте учреждения образования разделов «Профориентационная работа», «Информация для родителей»

Сентябрь

Методист

5

Обновление  уголков  по профориентации  в соответствии  с рекомендациями

Октябрь

Методист

6

Организация консультативной помощи учащимся по вопросам профессионального становления и социализации

Сентябрь

Апрель

Зам. директора по УВР

7

Организация профориентационных экскурсий на предприятия

В течение года

Зам. директора по УВР

8

Участие в анкетировании учащихся на предмет выявления профессий, пользующихся повышенным спросом.

Октябрь, февраль

Методист

9

Использование в профориентационной  работе Internet-ресурсов

В течение года

Методист

2.     Информационно-методическое обеспечение

1

Разработка рекомендаций педагогам по планированию профориентационной работы с учащимися

Август

Зам. директора по УВР

2

Консультации для педагогов дополнительного образования «Теория и практика профориентационной работы»

В течение года

Зам. директора по УВР

3

Семинар-практикум с педагогами дополнительного образования «Методические основы профориентации во внеурочной деятельности»

Ноябрь

Методист

4

Консультации для педагогов:

- Изучение склонностей и интересов учащихся

- Изучение профессиональных намерений и планов учащихся

В течение года

Зам. директора по УВР

3.     Работа с учащимися

1

Проведение профориентационных экскурсий на предприятия

В течение года

Зам. директора по УВР

2

Организация и проведение с учащимися выставок «В мире профессий»

Сентябрь

 

3

Проведение месячника профориентации

«Профессиональный компас»

Октябрь-ноябрь

Зам. директора по УВР

4

Проведение профориентационных занятий в объединениях

В течение года

Педагоги дополнительного образования

5

Проведение недели профориентации

Октябрь

Методист 

6

Презентация «Мир профессий. «Человек — техника»

Ноябрь

Педагоги дополнительного образования

7

Беседа: «Профессии моих родителей»

Декабрь

Педагог-организатор

8

Устный журнал «Моя будущая профессия»

Январь

Педагоги дополнительного образования

9

Психологическая характеристика профессий

Февраль

Педагоги дополнительного образования

10

Анкетирование «Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии»

Март

Педагоги дополнительного образования

11

Просмотр презентаций:

«Выбираем профессию вместе»;

«Мир профессий»;

«Ваш выбор: хочу, могу, надо»;

«Профессиональное самоопределение учащихся»;

«Моя будущая профессия»

В течение года

Педагоги дополнительного образования

12

Устный журнал «Семь шагов к взвешенному решению»

Март

Педагоги дополнительного образования

13

Видеотревел «Презентация учебных заведений»

Апрель

Педагоги дополнительного образования

14

«Человек в новых социально-экономических условиях». Матрица выбора профессии

Май

Педагоги дополнительного образования

15

Организация и проведение

интерактивной

профориентационной работы

(социальные сети, специальные

сайты, форумы) и т.д.

Постоянно

Зам. директора по УВР, педагоги

 

 

 

 

свернуть

Памятка для тех, кто выбирает профессию

Рекомендации родителям по профориентации

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.

С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом более 1 200! (Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать нагора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка - тоже опыт Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

свернуть

Профессии нашего города

Воспитанники лагеря "Город мастеров" посетили ведущие предприятия города Дзержинска
развернуть

     Несмотря на очень жаркую погоду, ребята из «Города мастеров» совершили невероятно долгий переход из средней школы №4 г.Дзержинска на головное предприятие по производству гидравлики для мобильной техники в г.Дзержинске  - ООО «САЛЕО». Воспитанники лагеря побывали в конференц-зале, посетили цеха по производству гидравлических деталей, цех готовой продукции, увидели современное высокотехнологичное оборудование, и были удивлены, что практически всю работу выполняют не люди, как это было 20 лет назад,  а роботы-автоматы! 

IMG_20190701_111604 Когда у ребят спросили: «Кто бы хотел бы в будущем работать на таком заводе?», - все ответили однозначно: «Я!»

 

 

        Юные "мастера" посетили «Ресурсный центр по безопасности», где им наглядно продемонстрировали с помощью инновационных технологий правила пожарной безопасности в быту. Ребята познакомились с профессией пожарного-спасателя, а также в игровой форме обучались, как правильно вызвать спасателей по телефону, как переходить дорогу и многое другое. На память они получили сувениры и массу положительных эмоций. 

 

 

   Особенные эмоции и впечатления ребятам подарила экскурсия  в войсковую часть 1463, где ребятам показали солдатские казармы, рассказали о распорядке дня, правилах службы. Раскрыли некоторые секреты следопытов, продемонстрировали фильм о пограничных войсках и, конечно, посетили настоящую землянку.

 

 

свернуть

Экскурсия на ОАО "Элиз"

Во время осенних каникул ребята не только отдыхают. Учащиеся студии Арт-кукла постигали азы профессий, посетив швейную фабрику "Элиз"
развернуть

      

 

   

свернуть