В помощь педагогу дополнительного образования
МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС к началу 2024/2025 учебного года
16.07.2024Методический кейс
к новому 2024/2025 учебному году
Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи
Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат
Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2024/2025 учебном году
В 2024/2025 учебном году
организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – со 2 сентября 2024 г. по 26 октября 2024 г.;
вторая – с 4 ноября 2024 г. по 24 декабря 2024 г.;
третья – с 8 января 2025 г. по 22 марта 2025 г.;
четвертая – с 31 марта 2025 г. по 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (X), XI (XII) классов с 31 марта 2025 г. по 23 мая 2025 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
осенние – 8 дней с 27 октября 2024 г. по 3 ноября 2024 г. включительно;
зимние – 14 дней с 25 декабря 2024 г. по 7 января 2025 г. включительно;
весенние – 8 дней с 23 марта 2025 г. по 30 марта 2025 г. включительно;
летние – 92 дня с 1 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г. включительно.
Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля 2025 г. по 23 февраля 2025 г. включительно продолжительностью 7 дней.
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами»
Ш.А.Амонашвили
Творческое развитие детей во все времена было важным вопросом, которому уделяло внимание абсолютное большинство педагогов. Они постоянно придумывали и продолжают придумывать новые средства, приёмы и методы, с помощью которых можно решить эту проблему.
Именно поэтому выставочная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие выставочной деятельности является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации образовательного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.
Возможность участия в выставках, выставках-конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и педагогов. Организованная выставочная, конкурсно-выставочная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме.
Ни для кого не секрет, что выставка является определённым этапом на творческом пути! Тем не менее, все дети очень радуются, когда их работы получаются удачными и привлекают внимание сверстников. Обучающиеся из года в год совершенствуют свои умения и навыки и постепенно поднимаются всё выше и выше по ступенькам своего творческого пути.
Ни для кого не секрет, что персональная выставка является определённой вехой на творческом пути, своеобразной «отправной точкой» для последующего этапа творческой биографии. Появляется возможность не только поделится со зрителями своим взглядом на окружающий нас мир, но и проанализировать себя со стороны свежим «не замыленным» взглядом.
Выставки, выставки-конкурсы – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда обучающийся принимает участие в конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу руководителя объединения, но и учреждения в целом.
Предлагая ребёнку принять участие в выставке, мы заведомо ставим его в ситуацию оценки и конкуренции. Это заранее сложные условия, поэтому здесь необходима поддержка и одобрение взрослых, нужен опорный человек в этой теме. Таким человеком могут стать как педагог, так и родители, а лучше все вместе. И только тогда, почувствовав поддержку и одобрение, ребёнок в состоянии идти дальше.
Для того чтобы ребята понимали, какое значение для них имеет участие в выставках, нужно проводить педагогу разъяснительную работу с детьми: это могут быть примеры из жизни известных людей (желательно значимых для них), из своей жизни, объяснить, какое значение имело для них участие в них. Объяснять, что творческая активность направлена на их будущую жизнь по окончании школы, может помочь для самоутверждения в жизни или будущей профессии.
Выставка – это точка отсчета, от которой учащийся делает шаг для достижения новых целей. Это прекрасная возможность показать свои достижения, скрытые таланты.
В свое время Эйнштейн Альберт сказал: «Единственный разумный способ обучать людей – это подавать им пример». Для ребят пример активного, эрудированного педагога – участника многочисленных конкурсов – может послужить тем самым необходимым стимулом личностного роста.
Ведите за собой обучающихся, уважаемые коллеги, и результат не заставит себя ждать!
Выставка – это публичная демонстрация достижений с целью проведения исследований, обмена мнениями и идеями. Виды выставок выделяются по многим признакам.
Цель выставки – организация открытого информационного пространства для демонстрации творческих работ, достижений, образовательных возможностей учащихся.
Для того чтобы участие в выставке прошло успешно, необходимо заранее ознакомиться со всеми тонкостями этого вопроса. Все экспозиции классифицируются по нескольким признакам.
По целевой направленности:
выставки, поддерживающие существующий имидж объединения (основное внимание уделяется направлению деятельности);
пробные выставки (помогает закрепить имидж и представить публике).
По темАтической принадлежности: творческие, художественные, технические, рекламные, научные, образовательные.
Отдельного внимания заслуживают формы экспозиций. Их можно выделить огромное количество. Например, можно назвать такие виды выставок, как показ, отчет, демонстрация, интерактивная, живая выставка, персональная, презентация и т. д.
Интерактивные экспозиции предоставляют возможность общения, участники могут задавать вопросы, получить консультацию и внести свои предложения.
Алгоритм организации выставки:
- Определите концепцию
Подумайте над идеей своего проекта. Отберите для выставки работы, которые раскрывают выбранную тему и отражают ваш уникальный стиль.
- Придумайте название
Название должно быть броским, чтобы привлечь внимание будущих посетителей, и раскрывать идею выставки.
- Выберите дату
Планируйте выставку за несколько недель до демонстрацции, чтобы хватило времени на подготовку: поиск площадки, рекламную кампанию. Дату презентации выбирайте ближе к выходным и старайтесь, чтобы она не совпала с каким-нибудь праздником.
- Найдите площадку
Есть много вариантов: учреждение образования, выставочные залы, галереи... Хорошо, если есть возможность размещения работ на несколько недель. Подготовьте презентацию выставки, договоритесь о встрече с участниками проекта.
- Привлеките посетителей
Напишите и разошлите информацию о проведении выставки в средствах информации (родительском чате сети Вайбер, Телеграммканале и т.п.), разместите афишу выставки в соцсетях. Просите друзей, знакомых делать репосты…
- Создайте рекламные материалы
Посетители выставок берут с собой флаеры, визитки, буклеты. Эти материалы помогут им более подробно изучить информацию о вашей деятельности.
- Уделите внимание гостям
На открытии выступите с краткой речью. В рамках выставки можно провести ряд мероприятий: творческие встречи зрителей с учениками и педагогами объединения, пресс-конференции, экскурсии по выставке со специально подготовленными экскурсоводами из числа детей-участников выставки.
- Создайте атмосферу
Включите фоновую музыку и продумайте правильное освещение выставки.
- Подведите итоги выставки.
Организуйте поощрительные награды учащимся, родителям. Разместите информацию по итогам проведения выставки в средствах информации (родительском чате сети Вайбер, Телеграммканале и т.п.)
Комплекс этих мер позволит превратить выставку в культурно значимое событие, привлечь внимание общественности к творчеству вашего объединения!
Как подготовить отчет о работе объединения по интересам за учебный год
ОТЧЁТ
о работе объединения по интересам (наименование объединения)
за ______________учебный год
Отчёт должен быть кратким, но полностью раскрывающим содержание работы за учебный год. В отчёте следует осветить следующие моменты:
1. С какого времени работает объединение по интересам?
2. Характеристика объединения по интересам по составу:
- количество учащихся;
- возраст учащихся;
- сколько мальчиков, девочек;
- количество учащихся 1-го, 2-го, 3-го года обучения. Сохранность контингента учащихся к концу учебного года. Есть ли дети, стоящие на учёте в ИДН или СОП. Какая работа с ними проведена.
3. На основании какой программы занимается объединение.
4. Задачи организации образовательного процесса в объединении (воспитательные, учебные, практические).
5. Организационно-массовая работа (пропаганда деятельности объединения, работа по детскому самоуправлению, самообслуживанию, экономии и бережливости).
Взаимодействие объединения со школой. Участие учащихся в массовой работе: в выставках, конкурсах, воспитательных мероприятиях. Профориентационная работа, работа по созданию и укреплению материально-технической базы объединения (конкретно, что сделано за учебный год). Пропагандистская работа через средства массовой информации, социальные мессенджеры.
6. Выполнение программного материала, календарно-тематического плана. Конечный результат работы объединения по интересам за учебный год. Чему научились учащиеся (умения и навыки), чего достигли. Творческие достижения: темы экспериментов, исследований и других видов творческой деятельности учащихся за год. Награды учащихся за год. Общественно полезная работа.
7. Работа с родителями. Количество собраний, встреч, педагогическая цель их проведения, индивидуальная работа, привлечение родителей к работе с учащимися и т.д.
8. Методическая работа: открытые занятия, выступления на педсоветах, МО, совещаниях, семинарах, темы и количество консультаций, методическая помощь руководителям-новичкам. Работа по совершенствованию своего мастерства: самообразование, взаимопосещение занятий, изучение лучшего опыта по своему профилю (конкретно).
9. Выводы и предложения: есть ли рост, улучшение качества работы в сравнении с прошлым годом? Конкретно в чём?
10. Предложения.
Анализ занятия
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, заведующего отделом, заместителя директора по воспитательной работе, методиста
«Анализ занятия в системе дополнительного образования»
Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики объединения по интересам и других факторов.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:
- четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, воспитательные);
- сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;
- использование наиболее целесообразных методов обучения с учетом уровня подготовленности учащихся, подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровьесберегающих технологий.
На первоначальном этапе занятия педагогу важно создать благоприятный морально-психологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — проанализировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.
Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности, продуктивное использование применяемого наглядного материала.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.
Рассмотрим подробнее основные характеристики занятия, которые необходимо отразить при его посещении в справке-анализе.
- Общие сведения о занятии.
Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указывыются место и время проведения занятия.
- Цель посещения занятия.
К данным целям можно отнести следующие:
- изучение методики проведения определенного занятия;
- изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;
- оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;
- ознакомление с методикой ведения занятия и оказания помощи молодому или неопытному педагогу;
- мониторинг деятельности педагогов дополнительного образования;
- выяснение эффективности форм работы педагога (игра, конкурс, выставка и т.д.);
- выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;
- определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;
- выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
- изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;
- ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;
- проверка соблюдения педагогом норм поведения на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т.д.);
- выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.
- Цель занятия.
Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Чёткая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.
Цель занятия должна быть достижимой, чётко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.
- Тема занятия.
Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.
- Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.
Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инструментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия наглядные пособия и средства обучения (электронные, научные и др.).
- Соблюдение структуры занятия.
Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и задач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполнение практических и творческих заданий, рефлексия, заключительная часть занятия.
- Формы обучения.
Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
При анализе занятия следует отметить эффективность применяемых форм обучения с позиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникативные качества.
- Методы обучения.
Отмечаются используемые на занятии методы обучения: метод словесного обучения, метод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.
При анализе занятия следует отметить целесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.
- Система работы педагога.
Характеризуется с точки зрения умения владеть группой, организовывать ее для работы, вызывать интерес у учащихся к теме занятия. Следует отметить, рационально ли использовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического руководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педагога на учащихся.
- Система работы учащихся.
Анализируется активность и работоспособность группы учащихся на занятии, отмечается наличие умений творчески применять знания и умения, качество сформированных навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указывается, наблюдались ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованности, проявление коммуникативных качеств.
- Удачные элементы занятия.
Называются наиболее эффективные для достижения цели приемы, методы, формы, способы деятельности, используемые на занятии.
Характеризуется психологическая атмосфера занятия, роль педагога в создании микроклимата на занятии, коммуникативная активность учащихся.
Отмечается качество выполнения практических и творческих заданий.
Указывается, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культуры и потребности в знаниях.
- Замечания.
Здесь можно отметить, как педагог поддерживает дисциплину на занятии, как добивается заинтересованности в обучении, охарактеризовать его поведение(бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особенности речи (грамотная, многословная, лаконичная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).
Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходимости, несоответствие темы занятия календарному плану работы объединения и рабочей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства ит. д.
Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сторону использования наглядности.
- Выводы и предложения.
Выводы зависят от цели посещения. В случае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или нового педагога, выводы должны содержать следующие позиции:
- общая оценка занятия — уровень проведения (высокий, удовлетворительный, низкий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);
- достижение цели — усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;
- методическое совершенство занятия — проведено методически правильно или неправильно, аргументация;
- воспитательное значение занятия — осуществлялось ли воспитание самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, эстетических взглядов и т. д.;
- педагогическое мастерство педагога: глубокое знание предмета, умение передавать знания учащимся, влияние на группу.
В случае, когда занятие посещено с конкретной целью, например, выяснение эффективности форм работы педагога или проверка соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала выводы отражают только результат анализа данного вопроса.
При посещении открытых занятий вывод может быть следующим: занятие проведено на высоком (достаточном, низком) профессиональном и методическом уровне.
В предложениях указывается, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов. Даются рекомендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рекомендадции по составлению плана-конспекта занятия в системе дополнительного образования
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЖУРНАЛА
Рекомендации по ведению журнала планирования и учета работы
Ищенко Жанна Григорьевна,
начальник отдела сопровождения
молодежных инициатив МОИРО
Журнал планирования и учета работы кружка (объединения) УДОДиМ
является необходимым документом, отражающим содержание работы с
учащимися. Одновременно это и финансовый документ, его обязан вести
каждый педагог дополнительного образования. Согласно номенклатуре дел
срок его хранения – 3 года.
Все записи в журнале должны вестись четко, аккуратно и регулярно.
Журнал ведется чернилами одного цвета. Не допускаются исправления,
пометки. В зависимости от того, на каком языке ведется обучение в кружке,
журнал может вестись на русском или белорусском языках. Страницы
журнала нумеруются.
Порядок заполнения журнала
- На обложке журнала записывается название кружка
(объединения), УДОДиМ;
на титульном листе – название кружка (объединения), УДОДиМ,
фамилия, имя, отчество педагога (полностью), фамилия, имя (полностью)
старосты группы.
- Указываются номера страниц в соответствии с содержанием.
- На последующих страницах журнала записывается план работы
кружка (объединения) на учебный год, который состоит из следующих
разделов:
Раздел I. Цели и задачи
Цель: запрограммированный педагогом конечный результат, который
должен быть им и учащимися достигнут в конце курса обучения (обеспечение
условий…..)
С учетом направления деятельности кружка (объединения), возрастных
особенностей детей определяются цели и задачи кружка (объединения). При
планировании следует выделить предметно-практические задачи (какие
знания, умения, навыки хотим сформировать), воспитательные (какие
качества личности хотим развивать), методические (что и как хотим
обеспечить, разработать) и др.
Раздел II. Организационная работа
В данном разделе излагаются организационные условия эффективности
образовательного процесса: мероприятия по комплектованию кружка,
планированию его деятельности, подготовке кабинета и оборудования к
новому учебному году, разработка и сбор методических материалов по
направлениям деятельности кружка, проведение организационных собраний с
учащимися и родителями, выбор органов самоуправления и др.
Раздел II. Организационная работа
✓ Подготовка информационно-рекламного материала до 01.09.2022
✓ Подготовка кабинета до 01.09.2022
✓ Участие в неделе УДОДМ с «___» по «___» 09.2022
✓ Сбор заявлений от родителей в объединения по интересам до 01.09.2022
✓ Составление списков уч-ся и комплектование объединения по
интересам до 01.09.2022
✓ Составление расписания до 01.09.2022
✓ Проведение организационного собрания – «_ »_____ 2022
✓ Выбор старосты
✓ Утверждение журнала планирования и учета работы объединения до
01.09.2022
4 (начало нумерации страниц)
Раздел III. Учебно-тематический план
В учебно-тематическом плане необходимо указать темы занятий и
количество часов, отведенных на их изучение с разбивкой на теоретические и
практические занятия. В учебно-тематический план не включаются часы,
предназначенные на изучение тем образовательной программы, учебные
экскурсии, вводные и итоговые занятия.
Раздел IV. Воспитательная работа
В данном разделе раскрывается содержание воспитательной
деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса в
объединении по интересам. Это традиционные дела кружка (объединения),
мероприятия, направленные на развитие детского самоуправления и
сплочение коллектива, профориентацию учащихся, участие в выставках,
смотрах, фестивалях, конкурсах, экскурсии и др. В данном разделе плана
необходимо отразить все направления воспитательной работы с учащимися:
идейное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое,
интеллектуальное, формирование здорового образа жизни, эстетическое.
Раздел IV. Воспитательная работа
- Тематический информационный час – сентябрь
- Викторина «Моя Беларусь» – сентябрь
- Участие в мероприятиях, посвященных Неделе Матери – октябрь
- Экскурсия в Музей матери – октябрь
- Тренинг «Я - личность» – ноябрь
- Участие в благотворительной акции «Доброе сердце» – декабрь
- Акция «Будь внимателен!» – декабрь
- Участие в новогодних мероприятиях – декабрь-январь
- Участие в мероприятиях в рамках Дня «Защитники Отечества» – февраль
- Экскурсия в музей ВОВ – март
- Игровая программа «Фантазеры» – март
- Участие в мероп-х в рамках Межд. женского Дня 8-е Марта – март
- Познавательная викторина «Тайны космоса» – апрель
- Акция «Поздравляем!!!» – май
- Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы – май
- Участие в мероприятиях, посвященных Дню Семьи – май
Раздел V. Связь с учебными учреждениями, общественностью,
родителями.
В данном разделе плана определяется связь кружка с научными,
профильными учреждениями, предприятиями, общественными
организациями; конкретизируются формы и цели сотрудничества с указанием
сроков проведения мероприятий. Предусматривается работа с родителями
(индивидуальная работа, проведение родительских собраний, совместные
мероприятия с родителями), выступления, выставки.
Раздел V. Связь с учебными учреждениями, общественностью,
родителями.
- Родительское собрание – сентябрь
- Клубы, семейные беседы
- Реклама объединения (мастер-класс) в школе № ____ в рамках недели
УДОДМ с «___» по «____» сентября 2022 г.
- Совместные с родителями мероприятия и др., показательные выступления,
выставки на предприятиях, в школах
- Связи объединения с научным, профильным учреждением, творческим
союзом, музеем, СМИ, социальными учреждениями и т.д.
- Привлечение родителей уч-ся к участию в мероприятиях
- Организация совместной работы родителей, детей, педагога по пополнению
материальной базы объединения по интересам – в течение года
- Рекламная кампания на предприятиях, учреждениях
Методическая работа
В разделе раскрывается деятельность педагога по совершенствованию
профессиональной квалификации (самообразование, обучение на курсах
повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах,
конференциях, в работе методических объединений педагогов
дополнительного образования);
содержание методической работы (разработка программных и
методических материалов, организация и проведение открытых занятий
объединения по интересам, мастер-классов, творческих мастерских и т.д. с
указанием конкретных тем и сроков проведения мероприятий).
- Календарный план работы кружка (объединения) составляется в
соответствии с учебно-тематическим планом и разделяется на кварталы
(месяца). План отражает подробное изучение тем в течение учебного года,
указывается необходимое количество часов и дата проведения. Годовой план
работы кружка подписывает педагог, визирует заведующий отделом и
заместитель директора по учебно-воспитательной работе УДОДиМ. План
работы кружка утверждается директором.
- Календарный план работы кружка (объединения)
№ Тэма, раздзел праграммы ЗМЕСТ РАБОТЫ Неабходны час (гадзіны) Даты правядзення
Ввводное занятие
Знакомство с работой
объединения по интересам,
внутренним распорядком работы
УДОДМ
2 03.09
1 Ковровая вышивка
Знакомство с техникой «ковровая
вышивка». Инструменты и
материалы. Последовательность
выполнения
2 05.09
2 Коврик на сетке
Приемы заполнения основы.
Подбор эскизов. Использование
схем для вышивки. Основы
композиции, орнамент, цветовое
решение
2 10.09
- Раздел журнала «Сведения о членах кружка (объединения)» содержит
все необходимые сведения об учащихся. На протяжении года сведения об
учащихся обновляются. Запрещается вычеркивать выбывших учащихся,
напротив фамилии учащихся делается запись «выбыл».
- В разделе «Учет посещения занятий» педагог делает систематические
записи о факте проведения занятий. Отсутствующих на занятиях учащихся
отмечает буквой «н». Фамилия и имя учащихся записываются полностью.
Часы и даты занятий должны соответствовать утвержденному расписанию
занятий. Даты, поставленные на левой половине журнала, должны полностью
соответствовать датам занятий групп на правой половине листа и расписанию.
Занятия в группах первого и последующих годов обучения начинаются
с 1-го сентября согласно расписанию.
Журнал также ведется с 1-го сентября.
На правой странице разворота фиксируется содержание занятий, дата и
количество часов, отработанных педагогом в соответствии с расписанием и
календарным учебно-тематическим планом, с учетом практических и
теоретических занятий.
Дата Змест заняткаў, назва тэмы,
пералік пытанняў і выканан
ных практычных работ
Працягласць
заняткаў
(колькасць гадзін)
Подпіс
педагога
дадатковай
адукацыі
1.10 Тэматычная кампазіцыя
«Мае любімыя святы».
Выкананне работ у матэрыяле
1 г (подпіс)
Нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий. В графе «Часы»
педагог указывает количество часов, отработанных на данном занятии, в
соответствии с расписанием (например, 2 часа). Исправлений в датах занятий
и часах не допускается.
В случаях отпуска, командировки, больничного листа педагога
пропущенные даты занятий на левой половине листа не указываются, на
правой половине делается запись.
Например,
с 17.09.22 по 28.09.22– б/л № 838619МС
с 25.09.22 по 30.09.22 – командировка Приказ №163 от 25.09.22
Перенос занятия на 02.10. 22. Приказ №5 от 02.10.22
В период школьных каникул педагоги могут работать в соответствии с
утвержденным планом работы на каникулы и осуществлять педагогическую,
методическую или организационную работу, связанную с реализацией
образовательной программы, о чем делается соответствующая запись в
журнале.
- В разделе «Занятия по мерам безопасности» заполняется список
учащихся, отмечаются даты проведения инструктажа, записывается
содержание и продолжительность занятия, ставится роспись педагога.
Инструктаж проводится по мере необходимости. Количество занятий зависит
от специфики и требований образовательной программы.
- В заключительном разделе журнала «Замечания" администрации по
ведению журнала» могут быть отмечены следующие аспекты:
➢ своевременность и правильность внесения записей в журнал;
➢ выполнение программы (соответствие учебно-тематическому плану);
➢ разнообразие форм проведения занятий;
➢ подготовка и проведение итоговых занятий;
➢ посещаемость занятий.
Журнал хранится в служебном помещении.
После окончания учебного года журнал сдается администрации УДОДиМ.
17сентября - День народного единства
ПОРТФОЛИО педагога
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести
и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Структура портфолио представляется следующими разделами.
- Титульный лист (обязательно указывается полное название учреждения образования, «народного» коллектива, год создания портфолио, подпись руководителя учреждения)
- Содержание портфолио
- Педагогический коллектив (руководитель и педагог(и) коллектива)
3.1 Визитная карточка
Ф.И.О.
фотографии;
образование (образовательное учреждение, год окончания, специальность, квалификация);
должность (указать полное название структурного подразделения);
стаж педагогический;
стаж в должности;
наличие квалификационной категории (год присвоения, подтверждения);
и др.
3.2 Самоанализ деятельности
Пишется в свободной форме и может иметь следующую структуру: основные идеи, которыми педагог(и) руководствуется в своей деятельности, его кредо; выделение главных целей и способов их достижения, характеристика своей профессионально-педагогической и творческой деятельности, наиболее значимые достижения, перспективы.
3.3 Самообразование и повышение квалификации
В этом разделе помещаются данные об используемых формах самообразования, повышения квалификации и профессиональной подготовки (работа в РМО, ГМО, участие в семинарах, конференциях, методических выставках, наличие методической темы, обучение на курсах повышения квалификации, дополнительное образование, обучение в аспирантуре и др.).
№ |
Сроки
|
Форма и название мероприятия
|
Наличие документа (сертификат, свидетельство и др.) |
|
|
|
|
3.4 Научно-методическая деятельность (работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта)
- Методические разработки (дать перечень и приложить самые интересные)
№ |
Название методической разработки |
Сроки создания
|
Издание (типография, самиздат) |
|
|
|
|
- Наличие публикаций (дать перечень и приложить самые интересные материалы)
№ |
Название публикации |
Название издания |
Дата выхода |
|
|
|
|
- Участие в проведении мастер-классов, круглых столов, семинаров, конференций и других мероприятий, руководство методическим объединением и др.
№ |
Название мероприятия |
Форма участия (тема) представления опыта |
Дата проведения |
|
|
|
|
3.5 Позитивные результаты деятельности
В этот раздел даются перечень имеющихся у педагога(ов) документов, подтверждающих его индивидуальные достижения: официальные награды, дипломы педагогических конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) и т.д. Документы могут быть приложены (копии).
- Официальные награды
№ |
Награда, звание |
Дата получения |
|
|
|
2.Участие в педагогических и профессиональных конкурсах, смотрах и выставках
№ |
Название конкурса, выставки |
Сроки |
Результат
|
|
|
|
|
3.6 Участие в инновационной, экспериментальной или исследовательской деятельности
№ |
Уровень |
Форма участия |
Содержание
|
Результат |
|
|
|
|
|
- Детский коллектив
4.1 Визитная карточка «народного» коллектива
название коллектива;
фотографии;
год создания;
год присвоения звания;
состав коллектива (название объединений по интересам, Ф.И.О. педагогов);
направления деятельности;
количество учащихся, их возраст;
и др.
4.2. Организация образовательного процесса
В разделе могут быть представлены материалы по организации образовательного процесса:
- программа объединения по интересам;
- перечень УМК к образовательной программе;
- технологические карты или конспекты (разработки) лучших занятий;
- самоанализ занятий;
- информационно-аналитические материалы (мониторинг, тестирование и т.д.);
- перечень используемой педагогами современной литературы;
- перечень используемых педагогами электронных образовательных ресурсов (интернет-ресурсы, создание собственного сайта, ведение профессионального блога и т.п.).
4.3 Организация учебно-творческой, воспитательной, выставочной, благотворительной, общественно-полезной деятельности
В этом разделе представляются информация, методические разработки и сценарии различных мероприятий, ставших традиционными для коллектива, проекты социально-значимой и творческой направленности.
4.4 Динамика учебно-творческих достижений учащихся
В разделе должны быть представлены самые значимые мероприятия:
- Достижения учащихся.
№ |
Название конкурсов, выставок, фестивалей, смотров и т.д. |
Год |
|
Кол-во детей
|
Результат
|
областной уровень мероприятия |
|||||
|
|
|
|
|
|
республиканский уровень мероприятия |
|||||
|
|
|
|
|
|
международный уровень мероприятия |
|||||
|
|
|
|
|
|
- Преемственность обучения (поступление учащихся в учреждения высшего образования, другие профильные объединения и учреждения).
- Отзывы о педагогической деятельности и её результатах (характеристики, рекомендации, отзывы руководителей, коллег, родителей, выпускников, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.).
Можно по своему усмотрению включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения инфекции COVID-19
Уважаемые педагоги!
В целяхпредотвращения распространения инфекции COVID-19 в нашем учреждении,
просим вас ознакомиться с Методическими рекомендациями
Министерства здравоохранения и Министерства образования Республики Беларусь
по организации образовательного процесса в учреждениях образования!
ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Чтобы немного упростить этот процесс и быть готовыми к переходу (если вдруг придется) на дистанционное обучение, предлагаем воспользоваться советами.
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Дистанционная форма образования предполагает общение учителя и обучающегося на расстоянии. Начинать что-то новое всегда тяжело. Чтобы немного упростить этот процесс и быть готовыми к переходу (если вдруг придется) на дистанционное обучение, из опыта наших соседей, предлагаем воспользоваться советами.
- Провести опрос о готовности детей и учителей к дистанционной форме обучения.
Узнать, есть ли необходимые устройства и выход в интернет. Выявить тех, кто не сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн, продумать форму работы с такими учащимися. Узнать у родителей, готовы ли они оставить детей дома и контролировать процесс.
- Организовать рабочее время учителя и учеников.
Необходимо выбрать определенное время для проведения дистанционных уроков. Поставить в известность детей и родителей, что занятия будут проходить каждый день в обозначенные часы. Таким образом можно планировать свое расписание, а ученики и их родители — свое.
- Адаптировать обучение под возраст учащихся.
Урок необходимо разбивать на несколько видов заданий, например, 5–10 минут на просмотр видео, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки. При объяснении новой темы лучше показать короткое видео свое либо найти видеоурок по теме в интернете, а ребятам прикрепить ссылку к домашнему заданию в электронном дневнике Schools.by.
- Наладить обратную связь с учениками.
Обратная связь позволяет контролировать процесс обучения и включенность учеников. Наладить ее лучше посредством электронного дневника либо электронной почты, чтобы сохранить всю историю коммуникации, вопросов-ответов.
- Активно взаимодействовать с родителями
С родителями необходимо обсудить организационные вопросы. Четко определить группы родителей (по активности и возможностям). Попросить активных родителей помочь при обучении, особенно младших школьников. Определить график и формы взаимодействия (виртуальные консультации, чаты).
- Создать инструкции, памятки.
Переход на дистанционное обучение вызывает у родителей много вопросов. Поэтому заранее необходимо составить подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить обучение, где искать домашнее задание, куда будут высылаться видео.
- Проявлять гибкость и быстро адаптироваться
Мониторить активность учащихся, родителей, учиться быстро перестраиваться. Для этого лучше первое время организовывать онлайн-опросы и анализировать все составляющие: технические возможности, комфорт, время.
Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи
Критерии мониторинга |
Показатели критерия |
Методы оценки показателя |
Достаточность знаний в предметной области |
Наличие у учащихся знаний, соответствующих программе. Реализация знаний в практической деятельности, самостоятельной работе. |
Беседа. Наблюдение |
Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в образовательной области |
Степень реализации знаний на практике. Качество продуктивной деятельности. Умение самостоятельно выполнить работу. |
Наблюдение за реализацией творческих заданий. Количество подготовленных творческих работ. Анализ участия в смотрах, конкурсах, выставках, концертах. Презентация творческих работ. Достижения учащихся. |
Сформированность личностных качеств |
Степень участия в жизни объединения. Социальный статус учащегося в детском коллективе. Мотивация и практическая деятельность |
Технология коллективно-творческой деятельности. Метод воспитывающих ситуаций/ролевая игра, этическая беседа, ассоциация, импровизация и т.п.
|
Наличие интереса к данному виду деятельности |
Посещаемость занятий, активность, инициативность, самостоятельность. Желание продолжить обучение в данном объединении, профессиональные предпочтения. |
Журнал планирования и учета работы объединения по интересам. Наблюдение. Беседа. Опрос. |
Занятие в системе дополнительного образования
Занятия в системе дополнительного образования.
Образовательный процесс в УДО осуществляется через учебное занятие.
Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования невозможно без грамотной, творческой организации занятия.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его воспитанников.
Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
изучение нового материала;
применение знаний на практике, формирование практических умений;
контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.
изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);
закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);
самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.
Основные требования к современному занятию.
Постановка и комплексное решение на занятии образовательных, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии, наиболее эффективные для достижения цели.
Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
определяются тип и структура занятия;
его тема, цель, задачи.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.
Воспитание налоговой культуры
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь с целью воспитания налоговой культуры у детей разработало методические рекомендации.
Сказочные истории можно использовать в качестве дополнительной информации при проведении воспитательных мероприятий.
Ознакомиться с материалами можно по ссылкам
http://www.nalog.gov.by/ru/the_children_on_taxes/
http://www.nalog.gov.by/ru/the_children_on_taxes_p2/