Опорная методическая площадка
Совершенствование и реализация инновационных подходов в организации методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА -
опорная методическая площадка
республиканского методического кластера
Методический кластер Минской области
Инновационная область «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»
Тема ОМП: «Совершенствование и реализация инновационных подходов в организации методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи»
Основной вектор инновационной деятельности опорной методической площадки Центра творчества детей и молодежи Дзержинского района на региональном уровне – распространение и внедрение актуального педагогического опыта по художественно-эстетической направленности, способствующего развитию и совершенствованию педагогических компетенций работников системы дополнительного образования детей и молодежи и обеспечивающему реализацию приоритетных задач развития системы образования Дзержинского района.
Формирование открытой профессиональной научно-методической среды в регионе реализуется через оказание систематической методической помощи педагогам учреждений образования района, внедрение в практику работы новейших достижений в области дополнительного образования детей и молодежи, обобщение и распространение актуального педагогического опыта по художественно-эстетической направленности, установление связи между учреждениями образования района.
Одним из направлений работы Центра творчества детей и молодежи Дзержинского района является художественная деятельность детей и подростков. Декоративно-прикладное творчество составляет достаточно значительную часть этого направления. Огромная практика проведения мастер-классов на мероприятиях различного уровня привела к логическому желанию систематизировать накопленный опыт и материал и транслировать его на целевую аудиторию города и района (учителям технологии и ИЗО, педагогам дополнительного образования художественной направленности).
В результате деятельности районного ресурсного центра по декоративно-прикладному творчеству был сформирован банк методических материалов для педагогов:
- программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля по различным видам декоративно-прикладного творчества
- мастер-классы, разработки открытых занятий как формы повышения профессионального мастерства педагогов
- методические разработки по внедрению в образовательный процесс новых форм, методов и приемов педагогической деятельности, по совершенствованию методики проведения мастер-классов.
Опыт работы ресурсного центра неоднократно транслируется на методических мероприятиях регионального уровня:
- ежегодный районный педагогический форум (август), где в рамках площадки «Дополнительное образование детей и молодежи» различные категории педагогических работников учреждений образования района знакомятся с комплексом наработанных методических материалов, новаторскими методами обучения и воспитания по декоративно-прикладному творчеству
- День работника дополнительного образования в рамках областного педагогического марафона (ежегодно), где для педагогов дополнительного образования художественной направленности УДО, УО, классных руководителей, учителей технологии и ИЗО проводятся обучающие семинары по внедрению в образовательных процесс инновационных методик обучения, имеющих практико-ориентированную направленность.
План работы опорной методической площадки
на 2024/2025 учебный год
Цель: удовлетворение образовательных потребностей в направлении декоративно-прикладного творчества педагогических работников учреждений образования района путем повышения потенциала учреждения дополнительного образования за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных и информационных ресурсов.
Задачи:
- осуществлять консультационно-методическую помощь педагогическим работникам района, повышать их профессиональную компетентность;
- внедрять в образовательную практику новые, более качественные и эффективные образовательные услуги, отвечающие на запросы общества, обеспечивающие личностное и профессиональное самоопределение.
Участники:
Педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, воспитатели ГПД, родители, учащиеся
Основные методические мероприятия
Дата | Методическое мероприятие | |
1 | В течение года | Организация методической службой консультационно-методической помощи и обучения педагогических работников |
2 | Август 2024 года | Работа площадки дополнительного образования в рамках районного педагогического форума |
3 | Октябрь 2024 года | Семинар-практикум «Разработка образовательных продуктов» |
4 | Январь 2025 года | Семинар-практикум «Портфолио профессиональной самореализации» |
5 | В течение года | Трансляция инновационного педагогического опыта, представление в свободном сетевом доступе материалов по результатам деятельности ОМП |
6 | В течение года | Участие в научно-практических конференциях различного уровня (в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников) |
7 | В течение года | Участие в методических мероприятиях различного уровня, в конкурсах профессионального мастерства (в соответствии с календарем республиканских мероприятий) |
8 | Март-май 2025 года | Публикации в педагогических изданиях, СМИ |
9 | В течение года | Запись и размещение «Мастер-классов» в медиапространстве |
Комплекс наработанных методических материалов
2023/2024 учебный год | ||
Программа объединения по интересам народной студии живописи «Пространство»
|
Пашкевич А.Г., педагог дополнительного образования |
Программа объединения по интересам народной студии живописи «Пространство» реализуется в учреждении с 2000 года, рассчитана на 2 года обучения обучающихся 10-13 лет. Содержание образовательной области "Изобразительное искусство" включает разделы "Живопись", "Графика", "Композиция", предусматривается изучение основ изобразительной деятельности, истории и теории изобразительного искусства, формирование художественного вкуса, эрудиции в сфере изобразительного искусства, основополагающих практических умений и навыков, профессиональную ориентацию. Программа призвана содействовать формированию эмоционального восприятия окружающего пространства, умения отображать предметный мир с помощью цвета и тона, использовать полученные знания в изобразительной деятельности. |
|
Гурко О.Н., педагог дополнительного образования |
Занятия «нитяной графикой» увлекательны и полезны в любом возрасте. Они способствуют развитию мелкой моторики, так как изготовление изделия требуют от учащегося особой гибкости пальцев. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Кроме того, работа в технике «нитяной графики» развивает образное мышление, творческую активность, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, настойчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека. То есть способствует развитию личности ребенка. «Нитяная графика» расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы. |
Социально-воспитательный проект "Клуб подростков "ПРОМЕТЕЙ" |
Врублевская Н.Л., методист |
Клубная деятельность не только объединяет детей и подростков, она является консультативным и познавательным органом по формированию у несовершеннолетних навыков здорового образа жизни, воспитанию духовно-нравственной и правовой сферы личности, чувства долга и ответственности. Реализация социально-воспитательного проекта «Клуб подростков «ПРОМЕТЕЙ» направлена выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка. |
Территория интересного досуга: |
Малиновская А.В., методист |
Идея создания интерактивной площадки «#ЛетоСЦентромТворчества» — это создание особой зоны отдыха для нового образа жизни детей, нового режима с его особым летним стилем и настроением. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это время свободного общения детей. Поэтому важнейшей задачей в условиях работы летней интерактивной площадки является вовлечение детей в правильную совместную деятельность, чтобы лето прошло солнечно, радостно, классно и не напрасно. |
2022/2023 учебный год |
||
Вайкшнарыс А.А. |
У сучасным грамадстве ўзрастае запатрабаванне ў выхаванні грамадзянскасці, патрыятызму і нацыянальнай самасвядомасці навучэнцаў. Таму для вырашэння гэтай задачы на занятках па дэкаратыўна-прыкладной творчасці неабходна знаёміць дзяцей з нацыянальнай культурнай спадчынай Беларусі. Такім чынам, пры азнаямленні навучэнцаў з тэхнікай мастацкага |
|
Вайкшнарис О.А. |
Использование проектной деятельности в обучении в дополнительном образовании детей и молодежи является приоритетным методом в образовательном процессе в студии «Арт-кукла». Для максимального развития индивидуальных способностей и интересов учащихся широко применяются дифференциация обучения на занятиях и индивидуальный подход в организации занятий |
|
«Беларусь помнит. Сёстры Хатыни». Опыт создания передвижной интерактивной выставки |
Врублевская Н.Л., Малиновская А.В. |
В материале представлен опыт создания передвижной интерактивной выставки по гражданскому и патриотическому воспитанию, роль школьников по благоустройству памятных мест Дзержинского района – деревень, сожженных в период Великой Отечественной войны вместе с жителями, а также система работы педагогов и учащихся учреждений образования по изучению истории Дзержинского края, формированию у подрастающего поколения патриотизма, сохранению исторической памяти и наследия малой родины. |
Онлайн-выставка районного этапа республиканской выставки-конкурса "Калядная зорка"
Онлайн-выставка "Лучшая сувенирная работа среди педагогических работников" |
||
Бирюкова Светлана Викторовна |
В материале представлены эффективные формы и методы воспитания в практике дистанционного взаимодействия учащихся и педагогов |
|
В поисках технологий педагогической поддержки одаренных учащихся в студии живописи «Пространство» |
Пашкевич Александр Григорьевич |
"Изначально одаренные дети часто не дорожат своим даром и могут бросить занятие навсегда. Но если этого не произошло – работать с ними очень легко: понимают все с полуслова и исполняют безукоризненно. Занятия живописью способствуют развитию иррационального в мировосприятии одаренных детей..." |
Приглашаем на Арт-ассамблею: |
Бирюкова С.В. Вайкшнарис О.А. Гурко О.Н. Третьяк О.В. |
Арт-ассамблея студий представлена в рамках Республиканской выставки-конкурса художественных проектов «Спрадвечнае заўтра» – главного события и ценной традиции в жизни коллективов студий, являющихся инновационной площадкой показа разных методов работы педагогов с творческими детьми, презентации большого разнообразия используемых приемов, средств, художественных технологий. В рамках программы арт-ассамблеи коллективы студий представляют свой уникальный имидж, свою историю создания, эффективный опыт деятельности, демонстрируют сложившуюся систему традиций воспитания, новые идеи и современные подходы в реализации художественно-образовательных задач и перспектив развития студий. |
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТКАЧЕСТВУ |
Третьяк О.В. |
В последние годы в связи с активизацией интереса к национальному, историческому и эстетическому наследию немаловажное значение приобрела проблема по приобщению учащихся к истокам национальной культуры через декоративно-прикладное творчество, в частности, через ткачество. В этом отношении народные промыслы обладают значительным педагогическим потенциалом. Цель проекта: совершенствование системы организации работы по духовно-нравственному воспитанию, развитию общей культуры учащихся путем изучения, сохранения и развития традиционного белорусского ткачества в современных условиях. Актуальность проекта заключается в интеграции народных традиций и современных потребностей учащихся. Новизна опыта заключается в том, что проект нацелен на формирование эстетической культуры учащихся, сочетающей опору на культурные традиции и инновационную направленность. |
2021/2022 учебный год | ||
Народное декоративно-прикладное творчество: традиции и современность
|
Бирюкова С.В. |
|
Организация дистанционного обучения лиц с ОПФР в области изобразительного искусства |
Платковская Т.И. |
В материале представлен опыт реализации инновационного проекта по дистанционному обучению лиц с особенностями психофизического развития навыкам рисования в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, раскрыты организационные условия сопровождения проекта, алгоритм дистанционного общения его участников. Адресуется педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, а также иных учреждений образования, реализующих программы дополнительного образования детей и молодежи различных профилей |
2020/2021 учебный год |
||
Дистанционное обучение рисованию лиц с ОПФР |
Вайкшнарис О.А. Пашкевич А.Г. |
В разделе размещены виртуальные кабинеты педагогов дополнительного образования, где участники проекта могут познакомиться с деятельностью объединений, их руководителями, узнать, чем занимаются дети на занятиях по рисованию, какие имеют достижения в области «изобразительное искусство». Размещены анкеты на выявление интересов учащихся, а также задания по направлениям "живопись", "графика". |
"Воспитательная деятельность: есть идея!"
|
Ельницкая Т.Н. | В сборнике представлены методические разработки воспитательных мероприятий, проводимых в детских объединениях по интересам в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. |
Творчы праект “Мая экалагічная торбачка і кампанія”
|
Бірукова С.В., педагог дадатковай адукацыі |
У матэрыяле прадстаўлены вопыт рэалізацыі творчага праекту студыі дэкаратыўна-прыкладной творчасці “Чарадзеі” ва ўмовах установы дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі. Адрасуецца метадыстам,настаўнікам працоўнага навучання, педагогам дадатковай адукацыі |
Социально-воспитательный проект летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «ГОРОД МАСТЕРОВ» |
Войно А.Н. педагог дополнительного образования |
В материале представлен практический опыт работы детского оздоровительного лагеря с дневной формой пребывания «Город мастеров» на базе государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Дзержинского района» с целью организации свободного времени детей в летний период, вовлечения детей, в первую очередь детей учетных категорий, в организованный процесс отдыха и оздоровления, создания ситуации их успешной социализации. Представленная модель лагеря в период с 2013 по 2015 год проходила апробацию на региональном уровне и подтвердила свою актуальность и востребованность. |
«Использование инновационных методик взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьей в клубе по месту жительства» | Платковская Т.И. |
Материал представляет систему взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и молодежи с родителямий, направленную на создание эффективной среды для повышения роли социальной деятельности в области семейного воспитания |
2019 год | ||
"Совершенствование умений и навыков учащихся в объединениях по интересам декоративно-прикладного творчества" | Платковская Т.И. |
В сборнике представлены методические рекомендации, разработки открытых занятий, мастер-классов в технике картонаж, бумагопластики, рисования песком, изобразительного искусства, флористики |
"Волшебный мир батика" | Вайкшнарис О.А. | Методическая разработка занятия с использованием IT-ресурсов |
"В помощь педагогу дополнительного образования" | Платковская Т.И. | В сборнике представлен пакет документов: нормативных, информационно-аналитических и методических материалов, необходимых для организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодежи |
Ярмарка социально-педагогических инноваций «Развитие дополнительного образования: от идеи к практике» Стендовая презентация методического продукта (образец оформления) |
2017г.
«Развитие творческой индивидуальности профессионального становления учащихся в процессе обучения станковой живописи» |
Пашкевич А.Г. |
В методическом материале представлен опыт перехода способностей ученика из категории самодеятельного искусства в категорию профессионального как наиболее убедительный критерией состоятельности практикующегося опыта обучения в студии |
«Формирование профессиональных навыков учащихся в процессе обучения начальному техническому моделированию» |
Ааса М.И. |
В методическом материале представлен продуктивный педагогический опыт по проектированию и обучению технологии изготовления моделей, проектов зданий, малых архитектурных форм, конструированию моделей летательных аппаратов, плавающих моделей |
«Развитие мотивации учащихся к профессиональному самоопределению в объединениях спортивно-технического профиля» |
Платковская Т.И. |
В материале представлен опыт реализации программ дополнительного образования детей и молодежи технического и спортивно-технического профилей |
«Беларускія музыкі адчыняюць чароўны свет народнай лялькі» | Вайкшнарыс А.А. | Творчы праект навучэнцаў народнай студыі "Арт-лялька", у якім выкарыстоўваліся новыя метадычныя прыёмы: спалучэнне традыцыйных і нетрадыцыйных формаў навучання, прыцягненне вучняў да самастойнай пошукавай дзейнасці, выкарыстанне іннавацыйных падыходаў. Незвычайная форма лялькі, выкарыстанне непрыдатнага матэрыялу дазволілі стварыць новыя арыгінальныя вобразы. |
2016 год
автор |
аннотация |
|
Методическая разработка занятия “Гербовая и структурная композиция”
|
Пашкевич А.Г. |
Развитие аналитическо-синтетических способностей восприятия, ассо-циативных способностей на занятиях живописью |
Методическая разработка занятия “Открытка-приглашение на день рождения”
|
Ахрем Т.А. |
Изготовление открытки-приглашения методом аппликации |
Методическая разработка занятия “Волшебный мир батика”
|
Вайкшнарис О.А. |
Ознакомительное занятие по теме «Батик» |
Методическая разработка занятия “Волшебные превращения круга”
|
Дещиц Е.М. |
Развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии на занятиях изобразительным искусством |
Методическая разработка занятия “Ее величество Композиция” |
Бирюкова С.В. |
Итоговое занятие по разделу программы декоративно-прикладного творчества «Композиция» |
Методическая разработка занятия “Лесная сказка”
|
Балясова А.О. |
Интегрированное занятие для детей с ОПФР с участием волонтеров |
Программа дополнительного образования детей и молодежи «Знайка» |
Непокульчицкая Е.А. |
Занятия по программе способствуют всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, выполнению образовательных стандартов и формированию готовности к школе |
Проект «Спасибо за Победу!» |
Чернявская Л.А. |
Проект представляет систему взаимодействия учреждений общего среднего и дополнительного образования, направленную на гражданско-патриотическое воспитание личности средствами декоративно-прикладного творчества |
Проект «Творчество без границ» |
Чернявская Л.А. |
Проект представляет систему творческих мероприятий, перспективных форм и моделей конкурсов, выставок, мастер-классов |
Особенности работы с леворукими детьми |
Ахрем Т.А. |
В материале представлена система педагогических технологий, перспективных форм и методов работы с леворукими детьми |
«Проектная деятельность как фактор инновационного развития учреждения дополнительного образования детей и молодежи» |
Балясова А.О. |
Материал направлен на совершенствование духовно-нравственного воспитания и формирование творческой личности учащихся средствами изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. |
Педагогический проект «Город мастеров» |
Балясова А.О., Чернявская Л.А. |
В материале отражена система, структурная координация и алгоритм работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи в летний период через организацию содержательного и позитивного отдыха детей |
Программы дополнительного образования детей и молодежи
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Педагогов:
- Теоретический семинар «Педагогические условия и средства развития творческих способностей ребёнка»
- Теоретический семинар «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами художественно-эстетического и декоративно-прикладного творчества»
- Семинар-практикум по работе с бросовым материалом «Новая жизнь старых вещей»
- Семинар-практикум «Оригами – уникальное средство развития интеллектуальных способностей ребёнка»
- Семинар-практикум по изготовлению куклы «Мир сказки, фантазии и доброты…»
Педагогов и учащихся:
Мастер-классы для педагогов и учащихся
- Мастер-класс «Декоративная тарелка в технике декупаж»
- Мастер-класс «Осенняя фантазия в технике квиллинг»
- Мастер-класс по вязанию игрушки из помпонов
- Мастер-класс по изготовлению букета в стиле бидермейер
- Мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира (мягкой игрушки) из ткани
- Мастер-класс «Подарки к Рождеству и Новому году»
- Мастер-класс «Пир на весь мир» по изготовлению магнитов из теста
- Мастер-класс по бисероплетению «Ветка яблони»
- Мастер-класс по изготовлению топиарии
- Мастер-класс по изготовлению украшений для вазонов
- Мастер-класс «Флористическое панно»
- Мастер-класс «Ткачество на бердо»
- Мастер-класс «Весенняя фантазия» по изготовлению украшений в технике канзаши
Игровые программы для учащихся
- Игровая программа для младшего школьного возраста «Путешествие по сказкам»
- Игровая программа для младшего школьного возраста «Сделал дело – гуляй смело»
- Игровая программа для учащихся среднего школьного возраста «Общение в радость»
- Игровая программа для учащихся среднего школьного возраста «Разные разности»
- Игровая программа для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Шкатулка фантазий»
Выставки:
- ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Центра творчества
- Виртуальная галерея учреждения «Центр творчества - это мы!»
- Персональные выставки народных самодеятельных студий «Мечта», «Локон», «Пространство», «Арт-кукла», «Крыничка»
- Выставки творческих работ успешных учащихся
- Районные тематические выставки работ учащихся и педагогов:
ПАРАД Дедов Морозов и Снегурочек
"Я и папа мастера", "Я и мама мастерицы"
- Выставки дипломантов областных, республиканских и международных конкурсов
Программа совершенствования и реализации инновационных подходов
Программа мастер-класса по изготовлению броши из фоамирана
Бирюкова Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи Дзержинского района», руководитель студии «Чародеи».
По специальности Светлана Викторовна - художник, работающий в направлении декоративно-прикладного искусства, магистр педагогических наук. Всегда находится в творческом поиске, поэтому в работах предпочитает сочетание традиций и современность. Ребята в возрасте от 5 до 17 лет изучают основы живописи, техники росписи по стеклу, декупажа, скрапбукинга.
Учащиеся студии «Чародеи» являются неоднократными дипломантами областного этапа республиканских конкурсов «Калядная зорка», «Здравствуй, мир!», «Арх-Новация».
Мастер-класс по изготовлению валентинок
- Мастер-класс студии флородизайна «Изготовление букета в стиле бидермейер»
- Мастер-класс по изготовлению брощи в технике канзаши
- Мастер-класс «Декоративная роспись тарелок»
- Мастер-класс «Изготовление цветка орхидеи из фоама»
- Мастер-класс по изготовлению подставки под горячее в технике кругового ткачества
- Мастер-класс по рисованию песком на световых планшетах
- Мастер-класс по плетению олимпийского венка
Положение об опорной методической площадке в системе дополнительного образования детей и молодежи
Положение об опорной методической площадке
https://method.nchtdm.by/novosti/polozhenie_ob_opornoj_metodicheskoj_plowadke/
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР
- НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- НОРМАТИВНОЕ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК ОПОРНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПЛОЩАДОК
- РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
- ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
- РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ИНТЕРЕСАМ
- ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА