Опорная методическая площадка

Совершенствование и реализация инновационных подходов в организации методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА - опорная методическая площадка республиканского методического кластера
развернуть

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА -

опорная методическая площадка

республиканского методического кластера

 

 Методический кластер Минской области

 

 

Инновационная область «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

Тема ОМП: «Совершенствование и реализация инновационных подходов в организации методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи»

   Основной вектор инновационной деятельности  опорной методической  площадки Центра творчества детей и молодежи Дзержинского района на региональном уровне – распространение и внедрение актуального педагогического опыта по художественно-эстетической направленности, способствующего развитию и совершенствованию педагогических компетенций работников системы дополнительного образования детей и молодежи и обеспечивающему реализацию приоритетных задач развития системы образования Дзержинского района.

   Формирование открытой профессиональной научно-методической среды в регионе реализуется через оказание систематической методической  помощи  педагогам учреждений  образования района,  внедрение  в  практику  работы  новейших  достижений  в  области  дополнительного образования детей и молодежи, обобщение и распространение актуального педагогического опыта  по художественно-эстетической направленности, установление связи между учреждениями образования района.

  Одним из направлений работы Центра творчества детей  и молодежи Дзержинского района является художественная деятельность  детей  и  подростков. Декоративно-прикладное творчество составляет достаточно значительную часть этого направления. Огромная практика проведения мастер-классов на мероприятиях различного уровня привела к логическому желанию систематизировать накопленный опыт и материал и транслировать его на целевую аудиторию города и района (учителям технологии и ИЗО, педагогам дополнительного образования художественной направленности).

   В результате деятельности районного ресурсного центра по декоративно-прикладному творчеству был сформирован банк методических материалов для педагогов:

  • программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля по различным видам декоративно-прикладного творчества
  • мастер-классы, разработки открытых занятий как формы  повышения профессионального мастерства педагогов
  • методические разработки по внедрению в образовательный процесс новых форм, методов и приемов педагогической деятельности, по совершенствованию методики проведения мастер-классов. 

Опыт работы ресурсного центра неоднократно транслируется на методических мероприятиях регионального уровня:

  • ежегодный районный педагогический форум (август), где в рамках площадки «Дополнительное образование детей и молодежи» различные категории педагогических работников учреждений образования  района знакомятся с комплексом наработанных методических материалов, новаторскими методами обучения и воспитания по декоративно-прикладному творчеству
  • День работника дополнительного образования в рамках областного педагогического марафона (ежегодно), где для педагогов дополнительного образования художественной направленности УДО, УО, классных руководителей, учителей технологии и ИЗО проводятся обучающие семинары по внедрению в образовательных процесс инновационных методик обучения, имеющих практико-ориентированную направленность.

 

План работы опорной методической площадки
на 2024/2025 учебный год

Цель: удовлетворение образовательных потребностей в направлении декоративно-прикладного творчества педагогических работников учреждений образования района путем повышения потенциала учреждения дополнительного образования за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных и информационных ресурсов.

Задачи:

- осуществлять консультационно-методическую помощь педагогическим работникам района, повышать их профессиональную компетентность;

- внедрять в образовательную практику новые, более качественные и эффективные образовательные услуги, отвечающие на запросы общества, обеспечивающие личностное и профессиональное самоопределение.

Участники:

Педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, воспитатели ГПД, родители, учащиеся

Основные методические мероприятия

  Дата  Методическое мероприятие
1 В течение года Организация методической службой консультационно-методической помощи и обучения педагогических работников
2 Август 2024 года Работа площадки дополнительного образования в рамках районного педагогического форума
3 Октябрь 2024 года Семинар-практикум «Разработка образовательных продуктов»
4 Январь 2025 года Семинар-практикум «Портфолио профессиональной самореализации»
5 В течение года Трансляция инновационного педагогического опыта, представление в свободном сетевом доступе материалов по результатам деятельности ОМП
6 В течение года Участие в научно-практических конференциях различного уровня (в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников)
7 В течение года Участие в методических мероприятиях различного уровня, в конкурсах профессионального мастерства (в соответствии с календарем республиканских мероприятий)
8 Март-май 2025 года Публикации в педагогических изданиях, СМИ
9 В течение года  Запись и размещение «Мастер-классов» в медиапространстве

 

Комплекс наработанных методических материалов

2023/2024 учебный год

 

Программа объединения по интересам народной студии живописи «Пространство»

 

Пашкевич А.Г., педагог дополнительного образования

 

 Программа объединения по интересам народной студии живописи «Пространство» реализуется в учреждении с 2000 года, рассчитана на 2 года обучения обучающихся 10-13 лет.

 Содержание образовательной области "Изобразительное искусство" включает разделы "Живопись", "Графика", "Композиция", предусматривается изучение основ изобразительной деятельности, истории и теории изобразительного искусства, формирование художественного вкуса, эрудиции в сфере изобразительного искусства, основополагающих практических умений и навыков, профессиональную ориентацию. 

 Программа призвана содействовать формированию эмоционального восприятия окружающего пространства, умения отображать предметный мир с помощью цвета и тона, использовать полученные знания в изобразительной деятельности.

 

Методическая разработка занятия "Нитяная графика"

Гурко О.Н., педагог дополнительного образования

 Занятия «нитяной графикой» увлекательны и полезны в любом возрасте. Они способствуют развитию мелкой моторики, так как изготовление изделия требуют от учащегося особой гибкости пальцев. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Кроме того, работа в технике «нитяной графики» развивает образное мышление, творческую активность, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, настойчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека. То есть способствует развитию личности ребенка. «Нитяная графика» расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы.

 

Социально-воспитательный проект "Клуб подростков "ПРОМЕТЕЙ"

Врублевская Н.Л., методист

 

Клубная деятельность не только объединяет детей и подростков, она является консультативным и познавательным органом по формированию у несовершеннолетних навыков здорового образа жизни, воспитанию духовно-нравственной и правовой сферы личности, чувства долга и ответственности.

Реализация социально-воспитательного проекта «Клуб подростков «ПРОМЕТЕЙ» направлена выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка.

Территория интересного досуга:

Интерактивная площадка "#ЛетоСЦентромТворчества"

Малиновская А.В., методист

Идея создания интерактивной площадки «#ЛетоСЦентромТворчества» — это создание особой зоны отдыха для нового образа жизни детей, нового режима с его особым летним стилем и настроением. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это время свободного общения детей. Поэтому важнейшей задачей в условиях работы летней интерактивной площадки является вовлечение детей в правильную совместную деятельность, чтобы лето прошло солнечно, радостно, классно и не напрасно.

2022/2023 учебный год

“Традыцыйны мастацкі роспіс па тканіне”

Вайкшнарыс А.А.

У сучасным грамадстве ўзрастае запатрабаванне ў выхаванні грамадзянскасці, патрыятызму і нацыянальнай самасвядомасці навучэнцаў. Таму для вырашэння гэтай задачы на занятках па дэкаратыўна-прыкладной творчасці неабходна знаёміць дзяцей з нацыянальнай культурнай спадчынай Беларусі. Такім чынам, пры азнаямленні навучэнцаў з тэхнікай мастацкага
роспісу будзе найбольш мэтазгодна ўжываць узоры беларускай народнай творчасці, знаёміць дзяцей з народнымі гульнямі, прыказкамі, абрадамі і традыцыямі.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА

Вайкшнарис О.А.

Использование проектной деятельности в обучении в дополнительном образовании детей и молодежи является приоритетным методом в образовательном процессе в студии «Арт-кукла». Для максимального развития индивидуальных способностей и интересов учащихся широко применяются дифференциация обучения на занятиях и индивидуальный подход в организации занятий

«Беларусь помнит. Сёстры Хатыни». Опыт создания передвижной интерактивной выставки

Врублевская Н.Л., Малиновская А.В.

В материале представлен опыт создания передвижной интерактивной выставки по гражданскому и патриотическому воспитанию, роль школьников по благоустройству памятных мест Дзержинского района – деревень, сожженных в период Великой Отечественной войны вместе с жителями, а также система работы педагогов и учащихся учреждений образования по изучению истории Дзержинского края, формированию у подрастающего поколения патриотизма, сохранению исторической памяти и наследия малой родины.

Онлайн-выставка районного этапа республиканской выставки-конкурса "Калядная зорка"

Онлайн-выставка "Лучшая сувенирная работа среди педагогических работников"

Современный формат обучения в системе дополнительного образования детей и молодежи: возможности и перспективы

Бирюкова Светлана Викторовна

В материале представлены эффективные формы и методы воспитания в практике дистанционного взаимодействия учащихся и педагогов

 В поисках технологий педагогической поддержки одаренных учащихся в студии живописи «Пространство»

Пашкевич Александр Григорьевич

   "Изначально одаренные дети часто не дорожат своим даром и могут бросить занятие навсегда. Но если этого не произошло – работать с ними очень легко: понимают все с полуслова и исполняют безукоризненно. 

    Занятия живописью способствуют развитию иррационального в мировосприятии одаренных детей..."

 

Приглашаем на Арт-ассамблею:

Образцовая студия "Арт-кукла"

Народная студия "Крыничка"

Народная студия "Локон"

Бирюкова С.В.

Вайкшнарис О.А.

Гурко О.Н.

Третьяк О.В.

Арт-ассамблея студий представлена в рамках Республиканской выставки-конкурса художественных проектов «Спрадвечнае заўтра» – главного события и ценной традиции в жизни коллективов студий, являющихся инновационной площадкой показа разных методов работы педагогов с творческими детьми, презентации большого разнообразия используемых приемов, средств, художественных технологий.

    В рамках программы арт-ассамблеи коллективы студий представляют свой уникальный имидж, свою историю создания, эффективный опыт деятельности, демонстрируют сложившуюся систему традиций воспитания, новые идеи и современные подходы в реализации художественно-образовательных задач и перспектив развития студий. 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТКАЧЕСТВУ

Третьяк О.В.

В последние годы в связи с активизацией интереса к национальному, историческому и эстетическому наследию немаловажное значение приобрела проблема по приобщению учащихся к истокам национальной культуры через декоративно-прикладное творчество, в частности, через ткачество. В этом отношении народные промыслы обладают  значительным педагогическим потенциалом.

   Цель проекта: совершенствование системы организации работы по духовно-нравственному воспитанию, развитию общей культуры учащихся путем изучения, сохранения и развития традиционного белорусского ткачества в современных условиях.

   Актуальность проекта заключается в интеграции народных традиций и современных потребностей учащихся.

  Новизна опыта заключается в том, что проект нацелен на формирование эстетической культуры учащихся, сочетающей опору на культурные традиции и инновационную направленность.

2021/2022 учебный год
Народное декоративно-прикладное творчество: традиции и современность

 

Бирюкова С.В.

 

Организация дистанционного обучения лиц с ОПФР в области изобразительного искусства

Платковская Т.И.

В  материале представлен опыт реализации инновационного проекта по дистанционному обучению лиц с особенностями психофизического развития навыкам рисования в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, раскрыты организационные условия сопровождения проекта, алгоритм дистанционного общения его участников.

Адресуется педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, а также иных учреждений образования, реализующих программы дополнительного образования детей и молодежи различных профилей

2020/2021 учебный год

Дистанционное обучение рисованию лиц с ОПФР

Вайкшнарис О.А.

Пашкевич А.Г.

В разделе размещены виртуальные кабинеты педагогов дополнительного образования, где участники проекта могут познакомиться с деятельностью объединений,  их руководителями, узнать, чем занимаются дети на занятиях по рисованию, какие имеют достижения в области «изобразительное искусство». Размещены анкеты на выявление интересов учащихся, а также задания по направлениям "живопись", "графика".

   "Воспитательная деятельность: есть идея!"

  

Ельницкая Т.Н.  В сборнике представлены методические разработки воспитательных мероприятий, проводимых в детских объединениях по интересам в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Творчы праект “Мая экалагічная торбачка і кампанія”

 

Майстар-клас па вырабу экалагічнай торбачкі

Бірукова С.В.,

педагог дадатковай адукацыі

   У матэрыяле прадстаўлены вопыт рэалізацыі творчага праекту студыі дэкаратыўна-прыкладной творчасці “Чарадзеі” ва ўмовах установы дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі.

   Адрасуецца метадыстам,настаўнікам працоўнага навучання, педагогам дадатковай адукацыі

Социально-воспитательный проект

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «ГОРОД  МАСТЕРОВ»

Войно А.Н.

педагог дополнительного образования

   В материале представлен практический опыт работы детского оздоровительного лагеря с дневной формой пребывания «Город мастеров» на базе государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи  Дзержинского района» с целью организации свободного времени детей в летний период, вовлечения детей, в первую очередь детей учетных категорий, в организованный процесс отдыха и оздоровления, создания ситуации их успешной социализации.

    Представленная модель лагеря в период с 2013 по 2015 год проходила апробацию на региональном уровне и подтвердила свою актуальность и востребованность. 

«Использование инновационных методик взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьей в клубе по месту жительства» Платковская Т.И.

Материал представляет систему взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и молодежи с родителямий, направленную на создание эффективной среды для повышения роли социальной деятельности в области семейного воспитания

2019 год
"Совершенствование умений и навыков учащихся в объединениях по интересам декоративно-прикладного творчества" Платковская Т.И.

В сборнике представлены методические рекомендации, разработки открытых занятий, мастер-классов в технике картонаж, бумагопластики, рисования песком, изобразительного искусства, флористики

"Волшебный мир батика" Вайкшнарис О.А. Методическая разработка занятия с использованием IT-ресурсов
"В помощь педагогу дополнительного образования" Платковская Т.И. В сборнике представлен пакет документов: нормативных, информационно-аналитических и методических  материалов, необходимых для организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодежи 

Ярмарка социально-педагогических инноваций 

«Развитие дополнительного образования: от идеи к практике»

Условия проведения ярмарки 

Стендовая презентация методического продукта (образец оформления)


2017г.

«Развитие творческой индивидуальности профессионального становления учащихся в процессе обучения станковой живописи»

Пашкевич А.Г.

 В методическом материале представлен опыт перехода способностей ученика из категории самодеятельного искусства в категорию профессионального как наиболее убедительный критерией состоятельности практикующегося опыта обучения в студии

«Формирование профессиональных навыков учащихся в процессе обучения начальному техническому моделированию»

Ааса М.И.

В методическом материале представлен продуктивный педагогический опыт по проектированию и обучению технологии изготовления моделей, проектов зданий, малых архитектурных форм, конструированию  моделей летательных аппаратов, плавающих моделей

«Развитие мотивации учащихся к профессиональному самоопределению в объединениях спортивно-технического профиля»

Платковская Т.И.

В материале представлен опыт реализации программ дополнительного образования детей и молодежи технического и спортивно-технического профилей

«Беларускія музыкі адчыняюць чароўны свет народнай лялькі» Вайкшнарыс А.А. Творчы праект навучэнцаў народнай студыі "Арт-лялька", у якім выкарыстоўваліся новыя метадычныя прыёмы: спалучэнне традыцыйных і нетрадыцыйных формаў навучання, прыцягненне вучняў да самастойнай пошукавай дзейнасці, выкарыстанне іннавацыйных падыходаў. Незвычайная форма лялькі, выкарыстанне непрыдатнага матэрыялу дазволілі стварыць новыя арыгінальныя вобразы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

автор

аннотация

Методическая разработка занятия “Гербовая и структурная композиция”

 

Пашкевич А.Г.

Развитие аналитическо-синтетических способностей восприятия, ассо-циативных способностей на занятиях живописью

Методическая разработка занятия “Открытка-приглашение на день рождения”

 

Ахрем Т.А.

Изготовление открытки-приглашения методом аппликации

Методическая разработка занятия “Волшебный мир батика”

 

Вайкшнарис О.А.

Ознакомительное занятие по теме «Батик»

Методическая разработка занятия “Волшебные превращения круга”

 

Дещиц Е.М.

Развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии на занятиях изобразительным искусством

Методическая разработка занятия “Ее величество Композиция”

Бирюкова С.В.

Итоговое занятие по разделу программы декоративно-прикладного творчества «Композиция»

Методическая разработка занятия “Лесная сказка”

 

Балясова А.О.

Интегрированное занятие для детей с ОПФР с участием волонтеров

Программа дополнительного образования детей и молодежи «Знайка»

Непокульчицкая Е.А.

Занятия по программе способствуют всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, выполнению образовательных стандартов и формированию готовности к школе

Проект «Спасибо за Победу!»

Чернявская Л.А.

Проект представляет систему взаимодействия учреждений общего среднего и дополнительного образования, направленную на гражданско-патриотическое воспитание личности средствами декоративно-прикладного творчества

Проект «Творчество без границ»

Чернявская Л.А.

Проект представляет систему творческих мероприятий,  перспективных форм и моделей конкурсов, выставок, мастер-классов

Особенности работы с леворукими детьми

Ахрем Т.А.

В материале представлена система педагогических технологий, перспективных форм и методов работы с леворукими детьми

«Проектная деятельность как фактор инновационного развития учреждения дополнительного  образования детей и молодежи»

Балясова А.О.

Материал направлен на совершенствование духовно-нравственного воспитания и формирование  творческой личности  учащихся средствами изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.

Педагогический проект «Город мастеров»

Балясова А.О., Чернявская Л.А.

В материале отражена  система, структурная координация и алгоритм работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи в летний период через организацию содержательного и позитивного отдыха детей

 

Программы дополнительного образования детей и молодежи

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Педагогов:

  • Теоретический семинар «Педагогические условия и средства развития творческих способностей ребёнка»
  • Теоретический семинар «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами художественно-эстетического и декоративно-прикладного творчества»
  • Семинар-практикум по работе с бросовым материалом «Новая жизнь старых вещей»
  • Семинар-практикум «Оригами – уникальное средство развития интеллектуальных способностей ребёнка»
  • Семинар-практикум по изготовлению куклы «Мир сказки, фантазии и доброты…»

Педагогов и учащихся:

Мастер-классы для педагогов и учащихся

  • Мастер-класс «Декоративная тарелка в технике декупаж»
  • Мастер-класс «Осенняя фантазия в технике квиллинг»
  • Мастер-класс по вязанию игрушки из помпонов
  • Мастер-класс по изготовлению букета в стиле бидермейер
  • Мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира (мягкой игрушки) из ткани
  • Мастер-класс «Подарки к Рождеству и Новому году»
  • Мастер-класс «Пир на весь мир» по изготовлению магнитов из теста
  • Мастер-класс по бисероплетению «Ветка яблони»
  • Мастер-класс  по изготовлению топиарии
  • Мастер-класс по изготовлению  украшений для вазонов
  • Мастер-класс «Флористическое панно»
  • Мастер-класс  «Ткачество на бердо»
  • Мастер-класс «Весенняя фантазия» по изготовлению украшений в технике канзаши

Игровые программы для учащихся

  • Игровая программа для младшего школьного возраста  «Путешествие по сказкам»
  • Игровая программа для младшего школьного возраста «Сделал дело – гуляй смело»
  • Игровая программа для учащихся среднего школьного возраста «Общение в радость»
  • Игровая программа для учащихся среднего школьного возраста «Разные разности»
  • Игровая программа для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Шкатулка фантазий»

Выставки:

  • ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Центра творчества
  • Виртуальная галерея учреждения «Центр творчества - это мы!»
  • Персональные выставки народных самодеятельных студий «Мечта», «Локон», «Пространство», «Арт-кукла», «Крыничка»
  • Выставки творческих работ успешных учащихся
  • Районные тематические выставки работ учащихся и педагогов:

ПАРАД Дедов Морозов и Снегурочек

Калядная зорка 2014  2017 2018

Разговор  с Малевичем 

Проект "Мой город"

Беларускія абярэгі

"Я и папа мастера", "Я и мама мастерицы"

  • Выставки дипломантов областных, республиканских и международных конкурсов 

 

Программа совершенствования и реализации инновационных подходов 

 

 

      Программа мастер-класса по изготовлению броши из фоамирана

Бирюкова Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории государственного учреждения  дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи Дзержинского района», руководитель студии  «Чародеи».

       По специальности Светлана Викторовна - художник, работающий в направлении декоративно-прикладного искусства, магистр педагогических наук. Всегда находится в творческом поиске, поэтому в работах предпочитает сочетание  традиций и современность. Ребята в возрасте от 5 до 17 лет изучают основы живописи, техники росписи по стеклу, декупажа, скрапбукинга.

       Учащиеся студии «Чародеи» являются неоднократными дипломантами областного этапа республиканских конкурсов «Калядная зорка», «Здравствуй, мир!», «Арх-Новация».

Программа мастер-класса

Мастер-класс по изготовлению валентинок 

свернуть

Положение об опорной методической площадке в системе дополнительного образования детей и молодежи

Положение об опорной методической площадке

https://method.nchtdm.by/novosti/polozhenie_ob_opornoj_metodicheskoj_plowadke/

 

 

свернуть

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

НАВИГАТОР РЕСПУБЛИКАНСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
развернуть